Мы как-то уже высказывались, что, имея таких друзей, советников и помощников, как у президента России Владимира Путина, и врагов не надо. И правда!

Иногда кажется, что «друзья» намеренно подставляют президента. На прошлой неделе он, как известно, выступал с ежегодным посланием к Федеральному Собранию. Почти все СМИ цитируют из послания его слова о полуострове Крым. Вот они: «Для нашей страны, для нашего народа это событие (присоединение Крыма. – Ред.) имеет особое значение.

Потому что в Крыму живут наши люди, и сама территория стратегически важна, потому что именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописи, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь.

…Для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм».

Внешне все вроде так. Да, князь Владимир, выслушав доклады своих послов о разных верах и, возможно, убоявшись сцен Страшного суда, представленных в рассказах о православии, проникся и решил православие принять.

Поехал в Крым, крестился там и привез светоч новой веры домой.

Но не в Россию. Россия тех времен была лишь в богатом воображении Николая Карамзина, чья «История государства российского» пещрит словом «россияне». Не было в Х веке ни России, ни россиян. Ни в одной из древних летописей они не упоминаются. Из этих же летописей, в том числе иностранных, известно, что на территории между Волгой и Карпатами жило большое количество разных племен, как славянских, так и не славянских, и в их числе варяжское племя «рось» или «русь». И было великое княжество Киевское, то есть Владимир был не просто князь, а великий князь Киевский. Крым же был тогда не частью России, а греческий провинцией, и Владимир поехал туда не креститься, а жениться.

Шантажируя греческих императоров (их сидело тогда на престоле два – Василий и Константин) военной силой (для чего Владимир пришел под Херсонес с большим вооруженным отрядом, костяком которого и были представители скандинавского племени русь), он домогался выдачи за него императорской сестры Анны. Вдобавок к десятку других жен и сотням наложниц, которые у Владимира уже были. Требовал, чтобы Анна прибыла из греческой столицы Константинополя (нынешний Стамбул) в Херсонес, иначе, дескать, вторгнусь в Константинополь. Не желая войны, греки согласились, и Анна, движимая идеей распространения «среди дикого народа» православной веры, отправилась в Крым. Застав Владимира больным, она посоветовала ему немедленно креститься. То ли надеясь, что он умрет и одна спасенная душа уже будет в ее активе, то ли желая, чтобы он выздоровел. Он выздоровел, отдал Херсонес назад грекам и вернулся в Киев, где позже состоялось массовое крещение киевлян.

Но Владимир был не первым православным у себя на родине. Адепты православной веры в княжестве уже жили. Православной была и его бабка – княгиня Ольга, мать его отца, князя Святослава Игоревича. И еще вопрос, что стало главным в обращении Владимира, сила ли новой религии, влияние ли новой жены. Во всяком случае в крещении Владимир взял имя в честь своего шурина, брата Анны – императора Василия. А сравнение крымского Херсонеса с Храмовой горой в Иерусалиме, мягко говоря, вообще некорректно. В священном писании иудеев говорится, что Храмовая гора была местом, где Бог сотворил Адама и где Адам принес Богу жертву. Согласно же учению ислама, с камня, вернее, со скалы на Храмовой горе пророк Мухаммед вознесся к небу. Крым же никогда не был духовным центром православия. При греках центром веры был Константинополь с главным вне пределов Израиля православным храмом – Собором святой Софии, которыйтурки позже переделали в мечеть. Центром русского православия всегда был Киев, Киево-Печерская Лавра, в пещерах которой до сих пор покоятся мощи православных святых; киевский Собор святой Софии, уменьшенная копия константинопольского храма.

Паломники со всей Руси шли именно в Киев (о том, что это явление имело место в Крыму, мне лично ни слышать, ни читать не приходилось), что и дало, вероятно, жизнь поговорке «Язык до Киева доведет». Верующие были в основном неграмотными, не знали они и географии, но спрашивали дорогу у селян и горожан и доходили куда нужно. Я, между прочим, еще помню рассказы наших деревенских стариков о «хождениях в Лавру». В Киеве князю Владимиру стоит и памятник над Днепром. А с восточной стороны, где теперь лежит Россия, его княжество было огорожено высоким оборонительным частоколом. И Москва, кстати, появилась на свет только через 130 лет после кончины князя Владимира. А до того на ее месте были леса.

Раньше, впрочем, леса были везде.

Василий Мельник