То, что Ульяновск пережил со среды, 17 декабря, до конца недели, в медицине называется панической атакой.

Последовательность событий примерно такая.

В интернете появилась информация, что в банкоматах города кончились деньги, люди снимают и то, что на картах, и то, что на вкладах. Машины не успевают подвозить мешки с наличными. В это же время паника началась в магазинах бытовой техники, куда бросились, вероятно, те, кто поддался на интернет-провокацию и снял-таки деньги. Они скупали все подряд – стиральные машины, телевизоры и проч.

В ответ на все это тут же выросли цены. На стиральные машины, например, к концу среды они достигали сумм в 50-60 тысяч рублей (торговые центры «АкваМолл», «Пушкаревское кольцо», ЦУМ, «Самолет», «Техносила»). Подорожали даже батарейки – их, кстати, продавали по новым ценам, несмотря на стоявшие в витринах старые ценники. То есть в дело включилась беспардонная спекуляция.

Те же «стиралки» не просто закупались магазинами по старым ценам, когда доллар стоил меньше 30 рублей, но они и годами пылились в торговых центрах. В эти же дни магазины избавляются от самого тухлого неликвида, включая китайский брак.

В других регионах, к слову сказать, такого дурдома не было. В Челябинске, например, как рассказали по телефону знакомые, обстановка была спокойная – и в банках, и в магазинах. Там ажиотаж начался уже после Ульяновска.

Понять логику провокаторов еще можно – любят провокации, но что собираются делать со всем этим хламом скупившие его граждане? Почему они решили палить рубли, как перед концом света? Деньги ведь и после Нового года понадобятся. На что-то надо будет жить, лечиться – а эти траты могут оказаться необходимостью в любой момент. Если планируют продавать закупленную бытовую технику, то где надеются найти покупателей на нее, ведь это будет покупка уже не у официального продавца, который дает гарантию, а у левака – без какой-либо гарантии? Купишь и сразу выбрасывай, может и так получиться.

Комментируя происходящее, бывший председатель Центрального банка России Виктор Геращенко сказал в телеинтервью, что раньше со спекулянтами боролась милиция и с ними и сейчас надо бороться. Оставлять это просто так нельзя. В виду он имел валютных спекулянтов, которыми, на его взгляд, должна интересоваться налоговая служба, но то же самое касается, я считаю, и торговли, наносящей в сложный период стране удар ножом в спину, и частников, скупающих ту же «бытовку» в расчете на ее последующую перепродажу по более высоким ценам. Что является, как минимум, намерением уйти от налогов.

Я лично с большим недоверием отношусь к современным технологиям и считаю, в частности, что интернет несет в себе гороздо больше вреда, чем пользы.

Один из примеров этого – вышеописанная паника.

Сергей Поленов