Студент из Ульяновска стал призером конкурса II Всероссийской ассамблеи «ЖКХ-2024» в номинации «Лучший молодой работник сферы ЖКХ и строительства в бизнесе».

Вторая Всероссийская ассамблея «ЖКХ-2024» состоялась в начале декабря этого года в Казани. Ведущей темой форума стало «Состояние ЖКХ в условиях реформирования и изменяющейся экономической среды». Программа была разбита на несколько секций: «ЖКХ – итоги реформы. Смена поколений», «ЖКХ – Просвещение», «Энергоэффективность и технологии в сфере ЖКХ», «Управление недвижимостью. Новые подходы», «Взыскание задолженности за услуги ЖКХ сегодня и завтра».

В рамках ассамблеи «ЖКХ-2024» традиционно проходило награждение лучших молодых специалистов сферы. Победители конкурса соревновались в четырех номинациях: «Лучший общественный деятель в сфере ЖКХ и строительства», «Лучший молодой работник государственной и муниципальной сферы ЖКХ и строительства», «Лучший молодой работник сферы ЖКХ и строительства в бизнесе», «Лучший молодой работник СМИ в сфере ЖКХ и строительства».

В мероприятии приняли участие молодые специалисты из нашего города, но призовое место занял лишь один ульяновский проект – посвященный энергосервисному контракту. В нынешних экономических условиях к данной теме особый интерес, тем более если это практический опыт, а не просто теория.

– Есть примеры, когда жилищную проблему в стране удавалось решить благодаря применению энергоэффективных технологий. Я уверен, что именно за ними будущее. Сегодня уже есть такие технологии, которые позволяют поставить дом в чистом поле. Единственное, что необходимо, – это пробурить скважину для обеспечения дома водой. Мы можем и должны эти технологии осваивать и применять, – сказал генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин ЦИЦИН.

За звание лучших боролись работники жилищно-коммунальной сферы и строительства, выпускники и студенты средних специальных и высших учебных заведений из 8 федеральных округов России. От нашего региона призовое место удалось занять лишь одному человеку. Студент 5 курса УлГПУ Алексей ЕВДОКИМОВ (на фото) получил бронзу в номинации «Лучший молодой работник сферы ЖКХ и строительства в бизнесе». Его успех был обусловлен актуальностью темы представленного им проекта. На самом деле энергоэффективность как способ сэкономить интересна всем и всегда. Однако многие считают, что это слишком затратное и долгоокупающееся занятие. Алексею удалось теоретически и практически (т.к. он работает в энергосервисной фирме) доказать, что мероприятия в рамках модернизации с целью повышения энергоэффективности могут быть полезны и выгодны всем участникам.

Студент 5 курса Ульяновского педуниверситета стал призером конкурса II Всероссийской ассамблеи «ЖКХ-2024» в номинации «Лучший молодой работник сферы ЖКХ и строительства в бизнесе» с проектом об энергосервисе.

– Моя цель – организовать совместно с органами государственной власти как на региональном, так и на федеральном уровне реализацию энергосервисных контрактов для благоприятного развития нашей страны, – говорит Алексей ЕВДОКИМОВ. – Например, есть организация или жилой дом, которые потребляют ресурсов на 10 млн. рублей в год. Приходим, проводим аудит и говорим: «Мы можем модернизировать ваши коммуникации, котельную так, что вы будете потреблять только на 7 млн. рублей. Наши затраты при этом – 6 млн., включая инвестиции, лизинг и прочее. Таким образом, минимальный срок окупаемости – 2 года». Главная выгода для собственников в том, что работы проводятся за счет сэкономленных средств, то есть потребитель ничего не «переплачивает», и после исполнения контракта у него остается энергосберегающее оборудование, благодаря которому он впредь будет платить значительно меньше, чем раньше.

Энергосервисный контракт – особая форма договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов за счет повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение.

Отличительной особенностью энергосервисного контракта является то, что затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий. Таким образом, у собственников отсутствует необходимость в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании. Инвестиции, необходимые для осуществления всего проекта, как правило, привлекаются самой энергосервисной компанией.

По материалам форума

ПРОБЛЕМА 1. Нет стимула

Несмотря на очевидную выгоду такого вида контрактов, их внедрение в российскую повседневность проходит «медленно и печально» вследствие нескольких причин.

Информационный вакуум

Очевидно, многие положения закона об энергосбережении требовали разъяснений. Но сегодня, спустя два с лишним года после принятия закона №261-ФЗ и проведения государством большой и дорогостоящей информационной кампании по разъяснению его положений, в 7 из 10 случаев руководителям разного уровня все равно приходится с нуля объяснять цель и механизм реализации энергосервиса.

Отсутствие стимулов

В рамках положений закона №261-ФЗ нет никаких существенных материальных стимулов для руководителей предприятий и организаций по развитию энергосервисных контрактов как механизма привлечения внебюджетных ресурсов.

Значительно больше стимулов присутствует в объявленных государственных программах энергосбережения, на исполнение которых выделяются огромные бюджетные средства. Именно наличие этих средств может негативно повлиять на развитие энергосервисной деятельности, т.к. нацеливает именно на их «освоение».

Решение проблемы

Вместо прямого выделения бюджетных средств на подрядные работы государство может воспользоваться более гибкими и косвенными рычагами поддержки энергосервисного бизнеса. Например, создание госгарантий на первые 1-2 года реализации энергосервисных контрактов, прямых государственных субсидий на покрытие части процентов и удлинение сроков кредитования для энергосервисных контрактов.

ПРОБЛЕМА 2. Энергосервис – не государственный подряд

Данная проблема касается реализации государственных энергосервисных контрактов, основанных на механизме возврата инвестированных ресурсов из экономии.

Предоставление сметной документации

Практика их реализации показала, что на местах почти повсеместно смешивают понятия энергосервисного контракта и обычного государственного подряда. Проявляется это в требованиях предоставления полной сметной документации и сметного расчета на те мероприятия, которые планирует энергосервисная компания, еще до начала реализации контракта и далее в ходе его выполнения. Сметы энергосервисной компании должны пройти госэкспертизу и быть одобрены, и только после этого руководство организаций соглашается на подписание энергосервисного контракта. Сумма полученной экономии должна быть не больше затраченных по смете средств, а желательно меньше. Возникающий излишек экономии, не покрывающийся ранее утвержденной сметой энергосервисных работ, попросту не выплачивается.

Инвестиционный характер

Вместе с тем энергосервисный контракт, если он осуществляется на внебюджетные или привлеченные средства, носит ярко выраженный инвестиционный характер. Но в законе №261-ФЗ ни одно из определений энергосервисного контракта не указывает прямо на его возможный инвестиционный характер и его отличие от государственного подряда. Однако такие отличия носят существенный характер:

не требуется целевого выделения дополнительных бюджетных средств, как в подрядном договоре;
в случае неуспеха у государства нет обязательств непременного возмещения расходов;
компания-инвестор прямо заинтересована в достижении экономии энергии в натуральных показателях и возврате инвестированных средств, в отличие от подрядчика, который заинтересован только в полном использовании бюджетных средств;
существует объективный механизм подтверждения эффективности энергосервисного контракта – данные приборов учета, которые исключают субъективный подход к оценке исполнения контрактов и тем самым устраняют изначально коррупционную составляющую.

Поскольку ни в одном документе органов государственной власти не были официально разъяснены такие отличия, от исполнителей инвестиционного энергосервисного контракта стали требовать предоставления всей отчетности по подрядным работам в строгом соответствии с нормами главы 37 «Подряд» ГК РФ.

Решение проблемы

Решить эти задачи довольно просто. Министерство экономического развития России должно выпустить разъяснение о том, что энергосервисные контракты в части статьи 19 Федерального закона №261-ФЗ могут являться инвестиционными и не подпадать под действие главы 37 ГК РФ.

ПРОБЛЕМА 3. Возврат инвестиций и получение прибыли

Практика показала: как только заказчик видит, что получена реальная экономия средств, которые необходимо перечислять в энергосервисную компанию, тут же начинаются разговоры, что организация могла бы сама, без участия энергосервиса, получать всю экономию.
Возникает вопрос: как сопрячь в рамках одного контракта мероприятия с разным сроком окупаемости, разными объемами инвестиций и, соответственно, возвратности? Значительно легче и нагляднее иметь дело с контрактами, где экономится один вид энергии и проводится одно крупное мероприятие (замена или модернизация освещения, тепловых сетей и т.п.).

Сколько прибыли должна получать энергосервисная компания в результате реализации энергосервисного контракта? Как нас ориентирует закон №261-ФЗ или другие акты Правительства в этой области? Никак…

ПРОБЛЕМА 4. Достоверность энергоаудита

К сожалению, энергосервисная компания в сложившихся условиях не может доверять данным энергетического аудита и энергопаспорта и обязана перепроверять базовую информацию и даже повторно ее собирать. Часто на предприятиях (или в МКД) вообще бывают утрачены первичные схемы внутренних электрических и тепловых сетей, их восстановление требует времени и денег.

Вторая опасность – сознательно искаженная информация для укрывания не только прямого воровства энергоресурсов, но и неоправданного списания средств на так называемое обслуживание оборудования.

ПРОБЛЕМА 5. Возможности заемного финансирования

Российские банки ведут себя абсолютно отстраненно по отношению к энергосервисному бизнесу, считают его крайне рискованным и отказывают мелким и средним компаниям в кредитовании энергосервисных контрактов без 100% покрытия рисков. Несмотря на то что доходность по нашим проектам достигает 20% и выше, риски неполучения экономии, с точки зрения финансовых институтов, очень велики, и от нас требуют только полной гарантии возврата кредитных ресурсов.

Резюме

Остается надеяться, что в ближайшее время государство вернется к теме реализации закона №261-ФЗ и внесет необходимые поправки и дополнения, касающиеся механизмов реализации инвестиционных энергосервисных контрактов и предоставления гарантий государства по ним. Это позволит новому формирующемуся бизнесу энергосервисных компаний получить мощный импульс к дальнейшему развитию. Как говорит Алексей ЕВДОКИМОВ, нужно менять сознание людей, надо сделать так, чтобы они умели увидеть стратегическую выгоду.

Павел Сергеев