С историком, краеведом Сергеем Львовичем Сытиным меня сблизило увлечение архитектурным краеведением Ульяновска – родины дочери и внуков.

Мои первые публикации в местной печати нашли у него одобрение. И когда я обратился к этому человеку за консультацией по одной увлекшей меня тогда теме, он, к моему удивлению, пригласил к себе, проживавшему в квартирке, расположенной в одном из корпусов общежития пединститута на Венце. Его, вероятно, заинтересовала моя личность как недавно появившегося из столицы молодого архитектора, но активно включившегося в творческую жизнь города, устроителя персональной и участника групповых выставок живописи местных художников, одного из бригады архитекторов местного «Облпроекта», участников заказанного Госстроем СССР конкурса на «Проект реконструкции центра Ульяновска» к 100-летию В.И.Ленина. Молодой коллектив недавних выпускников Московского архитектурного института (С.Титов, В.Филимонов, Л.Нецветаев, А.Полякова) в соперничестве с проектными монстрами Москвы и Ленинграда разделили тогда первенство с «Моспроектом 2».

Этот наш тогда успех позволил проектную контору местного подчинения перевести в статус института «Ульяновскгражданпроект», под покровительство Госстроя РСФСР (г.Москва).

А та встреча с доброжелательным интеллигентом привела меня в Областной государственный архив. Там я увлекся поиском материалов по сооружению памятника Ленину на площади, узнав, что восьмиметровый пьедестал его выполнен из пудожского гранита – камня моей малой родины (Карелия).

Мое терпение было вознаграждено – отыскалось все дело: несколько папок, чертежи. Копии документов, передающих непростые, даже драматические, отношения заказчика (Ульяновский комхоз) и подрядчика (Союзкарелгранит), из-за финансовых проблем тогда райцентра Куйбышевской области, были отосланы в Пудожский историко-краеведческий музей.

Вторая наша встреча была случайной в стенах института «Ульяновскгражданпроект», куда Сергей Львович заходил по своим делам. В уголке отдыха вестибюля мы присели обменяться житейскими делами. А когда коснулись творческих планов, он вдруг доверительнопросказался, что, отдав многие годы изучению родословной симбирских дворян, решил обратиться к своему обширному родословию. К этому его подвигнули сказывавшиеся на здоровье годы.

И последнее с ним общение было в его новой квартире на улице Минаева. Она, однокомнатная, представляла собой поистине хранилище папок, коробок на стеллажах, занимавших все стены, и даже маленькой передней.

Папки, бумаги оккупировали стол, подоконник, скамейки, и даже часть пола. Здесь все говорило об активном режиме в жизни хозяина.

Эта встреча по времени тогда совпала с выходом очередного номера (№4, 1999г.) «Мономаха» с моей публикацией «От храмов Симбирска до дворцов Ульяновска», проиллюстрированной моими рисунками панорам города с простора Волги – дореволюционной и современной. Но на этот амбициозный шаг меня сподвигло отсутствие и в гравюрах, и в фотографиях главного вида Симбирска. В то время как с запада (из Засвияжья) имеется таковых несколько.

Признаюсь, я ждал услышать отзывы Сергея Львовича не столько о содержании статьи, сколько о моей попытке, во-первых, хоть както восполнить «исторический пробел», а вовторых, дать возможность читателю самому оценить, сопоставить архитектурное достоинство прошлого и настоящего видов города.

Надо сказать, публикацию мою за охват темы он одобрил. А за смелость воспроизвести визуальный образ города в историческом контексте получил даже похвалу. Но приверженец строгой исторической правды, он нашел в изображении панорамы дореволюционного времени одну неточность: подъезд к мосту был действительно запроектирован эстакадой на каменных опорах. Однако во время возведения их произошел большой оползень склона, обрушивший часть из них. Но чтобы не задерживать открытие моста, их заменили временной земляной насыпью, так и оставшейся до нашего времени.

Меня тогда поразил тот факт, что при отсутствии под руками журнала Сергей Львович досконально владел его содержанием, где краеведению было посвящено много материала.

Я благодарен судьбе, что она сводила меня по жизни с интереснейшей личностью!

Валентин ФИЛИМОНОВ, почетный архитектор России