Прошедший год для российского молочного бизнеса стал неоднозначным.
С одной стороны, перед производителями и переработчиками молока открылись новые перспективы в связи с введением продовольственного эмбарго. Напомним, что до введения антисанкций доля импортной продукции в общей емкости рынка составляла около 50% по сырам, 37% по маслу и 32% по сухому молоку. При этом ключевыми импортерами молочной продукции как раз являлись те страны, в отношении которых сейчас действует запрет. Таким образом, продэмбарго создало благоприятные условия для импортозамещения на молочном рынке. С другой стороны, молочный сектор является технологичным, капиталоемким, с длительным сроком окупаемости. В условиях падения рубля и сокращения банковского финансирования инвестиции в сельское хозяйство, в том числе в молочное производство, снижаются, а уровень отраслевых рисков растет, считают эксперты Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).
В 2014 году поголовье крупного рогатого скота в российских сельскохозяйственных организациях сократилось на 3,5%. Отметим, что тенденция уменьшения численности животных сохраняется уже второй год подряд. Несмотря на сокращение поголовья КРС производство молока по итогам прошедшего года выросло с 14 млн тонн в 2013 году до 14,3 млн тонн. Такое разнонаправленное движение объясняется продолжающимся ростом средней продуктивности в корпоративном секторе, который в 2014 году по данным ИКАР составил 7,6%.
По оценке аналитиков, в 2014 году сельхозорганизации, личные подсобные и фермерские хозяйства отгрузили на переработку 16,9 млн тонн сырого молока против 16,6 млн тонн в предыдущем году.
Во второй половине 2014 года молочная отрасль работала в условиях жесткого продовольственного эмбарго. Образовавшийся дефицит на молочном рынке подтолкнул переработчиков перейти на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, а значит, с большей маржинальностью. По предварительным данным, производство сыров по итогам года увеличилось на 12%, сухого молока – на 30%, масла, жиров и молочной пасты – на 14%. Объем производства цельномолочной продукции в пересчете на молоко сохранился на уровне 2013 года, что частично было достигнуто за счет более широкого использования заменителей растительного происхождения.
В сентябре – декабре прошлого года объемы рынков (производство + импорт, в том числе из Беларуси) ряда видов молочной продукции, несмотря на рост производства отечественной продукции, уменьшились по сравнению с соответствующим периодом 2013 года. Так, рынок сыров -наиболее зависимый от импорта из стран санкционного списка -«просел» на 22%. В текущем году емкость рынка, вероятно, продолжит сокращаться. Свой вклад может внести девальвация рубля, которая уже сильно ударила по конкурентоспособности импортной продукции.
По информации ИКАР, средняя закупочная цена на молоко первого и высшего сорта в прошлом году составила 20,59 руб/кг и 22,97 руб/ кг соответственно. Это на 36,6% и 33,7% выше значений 2013 года.
Хоть рост закупочных цен и подстегивает отечественных фермеров наращивать производство, возможности для такого расширения будут крайне ограничены в 2015 году, считают специалисты Института конъюнктуры аграрного рынка. К слову, повышение ключевой ставки ЦБ до 17% уже привело к переоценке процентных ставок по кредитам агрохолдингам. Не исключено, что в результате пересмотра показателей часть инвестиционных проектов может оказаться нерентабельными.
В то же время цены на сырое молоко ограничены покупательской способностью населения страны, неминуемое снижение которой обернется падением спроса на молочную продукцию. В таком случае всем участникам молочного рынка, начиная от производителей и заканчивая ритейлерами, придется отказаться от части своего маржинального дохода, чтобы сохранить продажи на приемлемом уровне.