Год назад был создан, а потом утвержден главой городской администрации Сергеем Панчиным Общественный совет собственников в ЖКХ города. Председателем Совета был избран ветеран прокуратуры Владимир Иванович Земсков, который в марте 2014 года дал интервью нашей газете. Говорили прежде всего о положении дел в ЖКХ и о том, удается ли Совету влиять на эти дела. Новая встреча с Владимиром Земсковым началась с напоминания о теме того разговора.
– Да, я помню этот ваш прямой для меня вопрос: «Сократит ли Общественный совет и мое личное участие в его деятельности как председателя масштабы беспредела в ЖКХ Ульяновска?». Не было у меня на
этот вопрос однозначного ответа тогда, нет, к сожалению, и сегодня. Основная польза рассматриваемых нами вопросов (а в количественном отношении их было 16 за пять заседаний), конечно, заключалась в познании членами Общественного совета тех проблем, которые находятся в зоне ответственности комитета ЖКХ, РИЦ, управляющих компаний и которые касаются практически всех жителей, проживающих в многоквартирных домах. С учетом того, что в основном все члены Общественного совета являются или председателями советов многоквартирных домов, в которых проживают, или возглавляют ТОСы или ТСЖ.
Я, как и раньше, не подвергаю сомнению целесообразность и даже необходимость участия гражданского общества в деятельности государства, и особенно в разрешении проблем в ЖКХ. Вместе с тем признаюсь, что значимой пользы от деятельности Общественного совета я не ощутил.
Мне представляется, что сегодня в структурах общественного контроля заинтересованы руководители властных структур с одной целью: чтобы их отчеты перед вышестоящими чиновниками, в которых имеются строчки (абзацы, разделы, страницы) об участии в решении задач представителей гражданского общества, были привлекательными. Участие общественности в значимых мероприятиях государственной жизни по-прежнему является хорошей картинкой, чтобы при необходимости отрапортовать: «Принятые решения были рассмотрены и одобрены с участием представителей гражданского общества».
– Но ответственные лица хотя бы обращаются к Вам по этим проблемам?
– Обращения оригинальные. Приведу в качестве примера выдержку из письма председателя комитета ЖКХ Ульяновска Андрея Чернецова. Он пишет:
«…просим Вас как председателя Общественного совета собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве в муниципальном образовании «Город Ульяновск» провести разъяснительную работу среди собственников помещений в многоквартирном доме №1 по проезду Полтавскому о необходимости принятия решения о выполнении капитального ремонта дома и формировании фонда капитального ремонта». При разговоре с ним я ему напомнил, что основной задачей Общественного совета является обеспечение контроля за деятельностью структурных подразделений администрации Ульяновска, в том числе и за деятельностью комитета ЖКХ как структурного подразделения этой администрации. И Общественный совет не является структурным подразделением комитета ЖКХ, поэтому проведение разъяснительной работы среди жителей следует поручать подчиненным самого Чернецова.
– Ну, работа с людьми – дело, видимо, нервное, и в практике Чернецова уже был случай, по результатам которого одна из посетительниц его кабинета, старшая по дому, кстати, обратилась с жалобой в правоохранительные органы…
– Проверкой этого факта занимается полиция, как и руководство города, наверное, и я полагаю, что этой выходке Чернецова будет дана должная оценка.
– Чего все-таки за минувший год Совету реально удалось добиться?
– Скажу, чего Совет пытался добиться. После обсуждения на нем 30 октября 2014 года проекта решения Городской Думы об утверждении муниципального бюджета города на 2015 год и плановый период 2016, 2017 годов я по рекомендации Совета 31 октября выступил на публичных слушаниях,где предложил изыскать дополнительные средства для включения в бюджет на следующие цели: на капитальный ремонт крыш многоквартирных домов; на исполнение 411 судебных решений по капитальному ремонту многоквартирных домов; на ежемесячные взносы на капитальный ремонт муниципальной доли в общем имуществе многоквартирных домов, которые образуют фонд капитального ремонта; на мероприятия по установке приборов учета коммунальных ресурсов в муниципальных квартирах многоквартирных домов. А еще изыскать средства на обеспечение безопасности пешеходного движения по городу и установить жесткий контроль за их использованием.
Озвученные мною предложения были встречены участниками публичных слушаний аплодисментами и единогласно приняты для включения в протокол с целью последующего учета их при принятии Городской Думой окончательной редакции проекта бюджета.
– Ваши предложения приняли?
– По имеющимся у меня сведениям, в бюджете не намного, но все же увеличена сумма на исполнение судебных решений по капитальному ремонту домов.
Я понимаю, что сложно изыскать денежные средства на все нужды города, чтобы он выглядел приличным и чтобы жители, проживающие в нем, и гости города, приезжающие к нам, чувствовали себя комфортно. На публичных слушаниях проекта бюджета глава города пообещала рассмотреть предложения в Думе с участием выступавших на слушаниях лиц.
– Рассмотрели?
– Не знаю, я на заседание приглашен не был, хотя сказать мне было чего. Я собирался, к примеру, предложить сократить использование муниципальными чиновниками служебных автомобилей. На работу они должны ездить общественным транспортом либо ходить пешком. Тогда бы они обратили внимание на нечищеные и скользкие тротуары, а весной и осенью – на непроходимые лужи на тротуарах и пешеходных переходах. И хотя бы ради собственной безопасности приняли меры по приведению этого хозяйства в порядок.
– Может, потому и не пригласили, что чувствовали, о чем Вы собираетесь говорить?
– Возможно.
– Кроме пресловутых ОДН, одной из острейших тем прошлого года были счета за отопление, которые поставщики тепловой энергии выставляли жильцам. Счета безумные…
– Да, и тогда я обратился с личным письмом к прокурору области Сергею Анатольевичу Хуртину, в котором просил организовать проверку происходящего в этой сфере. Чиновники, если Вы помните, в один голос твердили, что счета большие из-за аномальных холодов. Прокурорская проверка показала, однако, что это не совсем так, что в большом количестве домов эти счета стали результатом сговора управляющих компаний и поставщиков тепла. По целому ряду фирм были возбуждены дела об административных правонарушениях, наложены штрафы.
– Но в текущем отопительном сезоне, на мой взгляд, все повторяется. Зима -сплошные оттепели, а счета все выше. Они, что, не боятся возбужденных дел и штрафов?
– Могу только предположить, что суммы штрафов, которые управляющие компании выплачивают к тому же из денег, собираемых с жителей, ничто по сравнению с прибылью от завышенных счетов. И они в самом деле не боятся, и тут должно быть уже государственное вмешательство.
– Кстати, об этом государственном вмешательстве. «Курьер» где-то летом рассказывал о Вашем письме на имя губернатора области Сергея Морозова, в котором содержались предложения по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным комплексом. В частности, о возврате так называемых общедомовых пространств на баланс муниципальной либо государственной власти, поскольку сейчас все это фактически бесхозное. Реакция на то письмо была?
– Вы удивитесь, но мне результаты рассмотрения письма неизвестны. Сергей Иванович его прочитал, позвонил мне и сказал, что предложения интересны и что систему ЖКХ действительно надо кардинально менять. Потом позвонил помощник губернатора, сообщил, что письмо направлено министру строительства и жилищно-коммунального комплекса области Букину – для про-работки изложенных в нем предложений. И все, больше ничего об этом не слышно.
– Давайте прямо: Совет, по-моему, бесполезен, он – одна из ширм, созданных властью в последние годы. Так, может, его просто ликвидировать?
– Повторюсь, что считаю участие общественности в решении разного рода проблем – в первую очередь ЖКХ – важным. При всех издержках в смысле отношения власти к такого рода объединениям. На итоговом заседании Совета, которое состоялось в конце прошлого года, принято решение обновить его состав и продолжить работу, но уже в немного другом формате – с упором на конкретные результаты в его деятельности. Во многом эта результативность будет зависеть от обоюдного желания участников процесса – государства (и муниципалитетов) и собственников, от ответственного поведения чиновников. В целях ротации руководства Совета я решил полномочия председателя с себя сложить и сосредоточить свои усилия в Открытом правительстве России в качестве эксперта. Возможно, влияние сверху окажется более эффективным. Но, конечно, продолжу отслеживать и работу Совета.
– А ответственное поведение чиновников – это что такое?
– Это не врать и не мошенничать.
Беседовал Геннадий ЯКИМЧЕВ