В начале января, в первые дни рождественских каникул, на сайте областного министерства искусства и культурной политики появилось объявление о конкурсе на соискание вакантной должности художественного руководителя Ульяновского областного театра кукол имени Валентины Леонтьевой. Новость ошарашила как гром среди ясного дня: в течение многих лет лицом театра была его главный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Людмила Гаврилова. «Взамен» ей предложено место режиссера-постановщика.

В беседе Людмила Михайловна призналась, что примет участие в конкурсе, поскольку ей не безразлична судьба театра, которому отдано 27 лет творческой жизни.

Отвоевала и подняла

Гаврилова приехала в Ульяновск осенью 1987 года вместе с мужем Юрием Копыловым из Владимира. У супругов был выбор, предложенный Министерством культуры СССР: Ростов-на-Дону, Вильнюс, Калининград, Ульяновск. Они выбрали наш город: Копылов стал художественным руководителем драматического театра, а Гаврилова главным режиссером театра кукол.

Здесь был полный развал ни режиссуры, ни репертуара. Ни один актер не имел профессионального образования, мужчин-артистов всего четверо. Я занялась формированием грамотного репертуара, воспитанием труппы и даже сохранением за театром его здания, удобно расположенного в самом центре города. А в этом смысле наш театр уникальный: в России нет другого театра кукол, который существовал бы в историческом памятнике архитектуры.

В 1987 году здание было в два раза меньше, цеха располагались в подвале. Людмила Михайловна начала с того, что отгородила внутреннюю территорию театра и добилась, чтобы театру передали здание внутри двора, которым раньше распоряжалась стоматологическая поликлиника. Теперь в нем размещаются мастерские и гаражи. А реконструкция основного здания в 2000 году позволила значительно увеличить зрительный зал, сцену, выделить помещение для хранения кукол и реквизита. Поднимался вопрос о переезде театра в другое место, и он мог оказаться где-нибудь на задворках, а вместо него в одно из красивейших зданий города въехал бы коммерческий банк. Но Гаврилова отвоевала дом.

Постепенно об Ульяновском театре кукол сложилось высокое мнение среди кукольников всего Поволжья: заговорили о сильном репертуаре, художественном уровне спектаклей, о дисциплине, о работе со зрителем. Театр приобрел много друзей, которые приезжали в Ульяновск и перенимали опыт.

Этих друзей театр может растерять, сетует Гаврилова.

Кукла, образ, метафора

Как говорил Товстоногов, должен быть театр личностей. Нет личностей нет творческого всплеска.

Директор театра установил единоначалие в театре, вплоть до прямого вмешательства в репертуарную политику. Я за последние четыре года поставила всего три спектакля, потому что работали приглашенные режиссеры Мишель Розенманн, Станислав Железкин, принятый в штат Алексей Уставщиков. Всем было интересно поработать с французом, увидеть другой подход к режиссуре, к работе с актерами, но уже по первому спектаклю стало ясно: это не тот опыт, который мог быть полезен театру. Тем не менее его пригласили еще дважды, и теперь три его спектакля сложены в «копилку»… За полтора-два года в театре сформировалась хорошая труппа: сюда пришли молодые актеры, которые не нашли себе применения в драматическом театре и ТЮЗе. У них нет специализации актеров театра кукол, но они получили театральное образование, и очень важно, что это не случайные люди «с улицы». Однако дисциплины в театре не стало, а репертуар сформирован не понятно для какой аудитории.

По моему мнению, сложившемуся за десятилетия работы в театре и внушенному мне педагогами Сергеем Образцовым, Юрием Елисеевым, Виктором Сударушкиным, Михаилом Королевым, театр кукол должен существовать в своей нише. Глупо, имея в городе драмтеатр и ТЮЗ, брать такой же репертуар и переносить его на кукольную сцену. Театр должен брать ту драматургию, которую может воплотить только с помощью кукол. Ее предостаточно: например, «Крошка Цахес» Гофмана, «Тень» Шварца, «Шинель» и «Вий» Гоголя, «Маленькие трагедии» Пушкина (за исключением «Моцарта и Сальери»). В Орле я ставила «Любовь дона Перлимплина» Гарсиа Лорки, здесь мечтаю поставить «Бежин луг» Тургенева. Самое главное в нашем театре именно кукла должна нести художественный образ. А в премьере этого года «Пиковой даме», спектакле хорошем, интересном, смотрибельном, кукла остается профанацией. Самим актерам было бы интересно существовать в развитии образа, но куклы в нем выставочные. В репертуаре появились спектакли, ничем не оправданные. Красивое решение, сценография это еще не все. На сцене должны быть коллизии,развитие сюжета, которых нет.

Храм искусства или развлекательный центр?

Большой поддержкой и опорой в жизни для Людмилы Михайловны был Юрий Семенович Копылов муж, советчик, коллега. Они занимались практически одним делом, только в разных направлениях, поэтому дома все обсуждалось. Копылов доверял чутью супруги: это она посоветовала назначить на роль Мальволио в знаменитой постановке «Двенадцатая ночь» Валерия Шеймана. По ее мнению, артист, работавший в амплуа героя, привыкший к образам царей и королей, существовал бы в гротесковой роли «на сопротивление» и его действительно было жалко до слез, вспоминают театралы. Два года назад Людмила Михайловна похоронила мужа. Пережить эту потерю было трудно тяжело и до сих пор, но Гаврилова не позволяет себе погрузиться в депрессию. Работа, большая занятость в театре были бы спасением, но должность главного режиссера в последние годы вовсе не означает того влияния, которое, возможно, предполагается. О решениях администрации Людмила Михайловна узнает как о свершившемся факте наряду со всем коллективом.

Единоначалие чревато тем, что театр не сможет существовать на одном административном ресурсе. Он существует, когда есть спектакли и зритель. Никакие паровозы, шарики и директор не спасут театр. Сейчас все рассуждают о том, как он должен развиваться, выдумывают новые формы, призывают к интерактивности, но я убеждена: театр может двигаться лишь в главном направлении в приобретении художественности и профессионализма, в расширении круга внимания. Хотим мы этого или не хотим, но театр отличается от клуба. Нельзя, например, довольствоваться оформлением, нужно создавать сценографию.

Хотя у нас была декларация о том, что мы не будем работать «на подоконниках», что спектакли должны показываться в художественном качестве, с профессиональным светом, звуком, в единстве с атмосферой самого театра. Сейчас спектакли показывают и в торговых центрах, и в детских садах. Зато мы перестали выполнять функцию областного учреждения культуры и почти не ездим по области. Не случайно театр называют храмом искусства: в театр, как и в церковь, приходят за духовным тем, чего человеку не хватает дома, на улице, в школе. А если уж мы и показываем зрителю быт, грязь нашей жизни, то должны делать это не напрямую, не в лоб, а через художественную метафору. Поэтому все составляющие как в спектакле, так и в самом здании театра должны отличаться от обстановки супермаркетов и развлекательных центров.

Тандем вместо единоначалия

Сейчас театр недостаточно уделяет внимания детям от трех лет, а ведь к нам приводят и малышей двухлетнего возраста. Причастность к началу развития духовной жизни маленького человечка накладывает на нас большие обязательства. Должен существовать институт развития ребенка, а значит, репертуар надо выбирать так, чтобы он соответствовал возрасту, а спектакли сделаны профессионально, были интересны и взрослому, который приходит с ребенком. Для самых маленьких зрителей обязательно нужен специфический материал. Особый подход необходим к взрослому зрителю. В Ульяновске публика имеет настороженное отношение к театру кукол, поэтому мы должны выезжать на гастроли в те города, где уже есть этот зритель в Белгород, Екатеринбург, и получить оттуда резюме зрителей, критиков, общественности. Это убедит театр в правильности выбранного направления и проложит мостик к ульяновскому зрителю. Мы с замечательной актрисой, выпускницей консерватории Еленой Кондрашиной, которая прекрасно поет, сделали композицию «Вечерок», ее можно было бы возить по области и подготовить взрослых к тому, что театр кукол работает не только для детей. Но этот спектакль администрация не одобрила.

По мнению Людмилы Михайловны, театру кукол не хватает взгляда со стороны: ему нужен «внештатный», общественный художественный совет, в котором были бы учителя, педагоги из университетов, представители художественного фонда, драматические артисты. Не на должном уровне работают с публикой педагоги театра, на ее взгляд. Не ведется предварительная работа со зрителем, когда театр берется за постановки, рассчитанные на старшеклассников и студентов: а в этом деле нужно быть особенно убедительным.

Обидно, что мои более чем 25-летние усилия заканчиваются развалом: театр встал на путь, ведущий к самодеятельности. Что он преподнесет зрителю, если будет действовать по-дилетантски? К сожалению, сейчас я наблюдаю, как театральные деятели надувают мыльные пузыри и называют это искусством, они хотят не работать, а главным образом получать деньги. Театру необходим жесткий профессиональный творческий руководитель, который сделал бы труппу профессиональной. Дай Бог, если на конкурс откликнется действительно хороший режиссер. Но можно быть очень хорошим режиссером и никаким главным режиссером. Тем более, не всякий может быть художественным руководителем. Это особые обязанности, умение найти общность идей с художником, касающихся значимости как отдельного спектакля, так и театра в целом, и многое другое.

Людмила Гаврилова на протяжении всей своей творческой деятельности была главным режиссером в Красноярске, Орле, Владимире. Сейчас эта должность в Ульяновском театре кукол упраздняется. Гавриловой предложили место не худрука, а режиссера-постановщика всего на полгода, с испытательным сроком.

Лишь после откровенно выраженного Гавриловой недоумения из приказа убрали строку об испытательном сроке и продлили договор на год.

Между прочим, в театре кукол лежит приказ еще от 2006 года, которым Гаврилова назначалась художественным руководителем учреждения. В то время ввести должность в штатное расписание не позволил недостаток средств, да и сама Гаврилова посчитала это неважным. Сейчас, уверена она, эта должность необходима для того, чтобы упразднить установившееся единоначалие и заменить его тандемом, при котором вмешательство в творческую деятельность со стороны администрации не сможет быть столь фатальным.

Анна Школьная