Чуть больше месяца осталось до окончания бесплатной приватизации жилья. На этот раз власти продлевать «льготный срок» не намерены. Если учитывать, что никакого ажиотажа в комитете по управлению городским имуществом, земельными ресурсами и градостроительства не наблюдается, все, кто хотел оформить квартиру в собственность, уже это сделали. Более того, рост финансовой нагрузки на владельцев недвижимости породил обратную тенденцию – к расприватизации жилья, которой также будет положен конец 1 марта 2015 года. В течение 23 лет, которые длилась бесплатная приватизация, россияне оформили в собственность большинство квартир и домов (сегодня этот показатель в среднем по стране составляет около 86 процентов). В Ульяновске приватизировано 85 процентов жилья. Оставшиеся 15 процентов в основном составляют очередники, жители аварийных домов и обитатели общежитий. Здесь также семьи, члены которых не могут договориться о необходимости приватизации между собой. Есть и те, кто не желает приватизировать квартиру в принципе.

Причем на фоне растущих налогов на недвижимость и введения обязательных для собственников платежей за капитальный ремонт таких людей становится все больше. В абсолютных цифрах их немного просто потому, что, во-первых, далеко не все о такой возможности знают, во-вторых, правом вернуть жилье государству обладают только те, кто в свое время его приватизировал и теперь передумал (те, кто покупал квартиру или дом или же получил их в дар, передать их государству не могут).

Вопреки расхожему мнению, наниматели не настолько обделены правами на жилье по сравнению с собственниками. Жители неприватизированных квартир вправе вселять к себе и регистрировать не только членов своей семьи, но и других лиц. В случае смерти жильца квартиры, с которым был заключен договор социального найма, его место занимает один из членов семьи, зарегистрированных в квартире. Таким образом, подобно процедуре перехода жилья по наследству, квартира переходит в пользование прописанного в ней человека.

Одним из основных аргументов в пользу приватизации жилья служит возможность им свободно распоряжаться. Действительно, муниципальное жилье нельзя продать или подарить, однако обменять – на такое же неприватизированное, – можно.

Кроме того, если жилищные условия проживающего в квартире социального найма со временем ухудшились или семья разрослась настолько, что в одной квартире ей уже тесно, наниматели могут встать в очередь на улучшение жилищных условий. Да, нанимателя проще выселить из занимаемой жилплощади. Однако грозит это только злостным неплательщикам или грубым нарушителям договора социального найма.

О том, продлевать или нет бесплатную приватизацию, законодатели спорят. Одни заявляют, что далеко не все желающие успели оформить в собственность квадратные метры из-за разных проблем – в частности, связанных с регистрацией прав собственности. Процесс этот попрежнему излишне забюрократизирован и занимает много времени.

Также сторонники очередного переноса «часа икс» заявляют о правах переселенцев из аварийного жилья, ведь те из них, кто переедет в новые квартиры после 1 марта этого года, уже не смогут их приватизировать. В лучшем случае им придется выкупать жилье у муниципалитета по рыночной цене (механизм этот, впрочем, до сих пор не определен).

Оппоненты, в свою очередь, заявляют, что бесплатная приватизация подлежит отмене, поскольку она не дает местным властям возможности формировать фонд социального жилья, предоставляемого малоимущим гражданам. Сегодня граждане, бесплатно получающие социальное жилье, сразу же спешат его приватизировать. Таким образом социальный фонд, которым бы местные власти по необходимости могли распоряжаться, не формируется и попросту сходит на нет. В такой ситуации муниципалитеты не особенно заинтересованы в строительстве нового жилья, а очередь из нуждающихся в жилье граждан движется крайне медленно.

До 1 марта руководство Фонда содействия реформированию ЖКХ намерено обратиться к главе государства с предложением давать переселенцам из аварийного жилья квартиры в новостройках исключительно на условиях социального или некоммерческого найма.

Дмитрий Минаев