«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» – эти строки из стихотворения Анны Ахматовой не прозвучали на выставке творческой молодежи «У.Родина», но стали ее лейтмотивом. По мысли одного из организаторов уже третьей по счету выставки архитектора Сергея Фролова, эти слова в равной мере относятся ко всем видам творчества.
В названии проекта заложена ирония по поводу Ульяновска как родины колобка, буквы «Ё», Ленина и так далее. «Мы провоцируем творческих людей на высказывания о нашем городе и о своей любви к нему», – считает собеседник «СК». Неравнодушие Сергея Фролова к судьбе Ульяновска очевидно: он – постоянный и активный участник заседаний Единого градостроительного совета, инициатор различных творческих мероприятий.
Красота, простота и качество
– Сергей Александрович, за что Вы любите Ульяновск?
– Здесь я родился, вырос, учился, создал семью, основал архитектурную мастерскую.
Перед поступлением в университет и в студенческие годы хотел уехать в Москву. Работать начал еще в пору учебы, мои способности оказались востребованными на родной земле, поэтому не уехал, чему сейчас очень рад. Моя мастерская востребована, мы в меру сил улучшаем наш город.
Современные технологии позволяют эффективно работать с зарубежными специалистами: например, мы вместе с испанскими архитекторами создали проект микрорайона в Сколково. А для жизни Ульяновск гораздо лучше подходит, чем Москва. Пойдешь в одну сторону – через 15 минут будет парк, пойдешь в другую – через 20 минут окажешься у Волги. Это ощущение постоянного контакта с природой – большое преимущество нашего города. Я живу на Нижней Террасе, а учился и работаю в центре, каждый день еду по волжскому мосту, и это ежедневное общение с волжскими пейзажами, наблюдение за жизнью реки, великолепный вид цветущего косогора весной это дорогого стоит.
– Какие ульяновские здания Вам интересны?
– Большинство жителей считают архитектурой что-то историческое вроде домамузея Гончарова или Дворца бракосочетаний. Я обращаю внимание на советскую архитектуру – у нас пока остаются ценные образцы. Люди не видят в ней красоты, и она, наверное, не такая «скульптурно» красивая, как историческая, поскольку в ее основе лежат другие принципы. Не осознавая ценности, люди разрушают эти здания. Мне очень нравилось здание Дворца пионеров до ремонта: построенное с учетом местности и традиционных перспектив, оно многослойное, многоуровневое. Витражи позволяли видеть жизнь юных ульяновцев на фоне грандиозного волжского пейзажа. К сожалению, его не очень грамотно отремонтировали, потеряны качество и простота, особенно в интерьере. В студенческие годы я любовался зданием на кольце Нариманова, где сейчас располагается «Межрегионгаз». Его делал настоящий мастер: неповторимый облик был создан благодаря пропорциям и самым обычным «совковым» материалам. Четкий параллелепипед, облицовочный силикатныйкирпич, штукатурка под «шубу», деревянные рамы – вот и все. В наше время он стал очередным банальным теремом в керамограните. А что сделали с великолепнейшим образцом советской архитектуры, зданием ЦУМа?! К сожалению, интересное и сложное городское пространство, такое, как проходные галереи, частные зеленые зоны, уличное ограждение, – все делается плоским, плакатным.
– Председатель Градосовета Татьяна Тарасова часто публикует в соцсетях фотографии необычных домов. Как Вы считаете, готов Ульяновск к оригинальной архитектуре?
– В университете нам внушают, что архитектор – это пуп Земли. Но некоторое время назад я ясно осознал, что архитектура – это один из элементов экономики, воплощение степени ее развитости. Летом я был в Казани, и меня поразило, насколько «кудрявая» архитектура есть в центре города: в жилых домах квадратный метр стоит несколько сотен тысяч рублей. У нас ни один инвестор не вложится в такое строительство – настолько богатого потребителя нет. С другой стороны, я с университетских времен вспоминаю представителя стиля конструктивизма Константина Мельникова, пик деятельности которого пришелся на 20-е годы, когда он, несмотря на революционную разруху, создавал шедевры. Качество архитектуры зависит не только от денег, но и от таланта.
Изменился сценарий жизни
– В прошлом году бурно обсуждался новый Генплан Ульяновска, каковы Ваши впечатления об этом документе?
– На эту тему я говорил с архитектором Олегом Владимировым – в последнее время он стал мощным теоретиком архитектуры и часто поднимает глобальные вопросы градостроительства. Он высказал мысль о том, что сейчас в Росси и вообще в мире инструменты, которыми пользовались раньше – например, тот же Генплан, – перестали быть действенными. При его обсуждении мы немало «копья ломали». Разработчик нынешнего Генплана Зоя Федулова заявляла: «Я рисую Генплан как архитектор», приводила в пример, насколько подробно был нарисован при Екатерине Генплан Екатеринбурга. Но при Екатерине город был размером с наше ближнее Засвияжье, и его можно было нарисовать от руки на одном листе с точностью до тротуара – это отвечало реалиям того времени. Сейчас городская инфраструктура намного сложнее и регулировать ее нужно уже на другом уровне. Должны быть четко прорисованы и охраняемы властью основные магистрали, инженерные сети, зеленый каркас. Но диктовать, где именно будут офисные здания, а где – жилые дома, сейчас нельзя. Спальные районы стали монофункциональными – в них присутствует практически только жилье, школы и магазины. В градостроительных документах заложена модель, которая плодит одинаковые структуры, которые, может, раньше были удобны, но не подходят к современному сценарию жизни. Это проблема не только Ульяновска, но и абсолютного большинства городов России и других стран. Мы постоянно вынуждены ездить: работаем в одной части города, отдыхаем в другой, шоппингом занимаемся в третьей, спим в четвертой.
– А как по-другому?
– Городская среда должна быть разнообразной, с шаговой доступностью к местам работы, учебы и развлечения. Думаю, никто не решается изменить эту модель, опасаясь того, что отмена правил приведет к хаосу. Но я не боюсь этого: инерция сознания и здравый смысл не позволят. Квартал должен жить круглые сутки, а детальная прорисовка на уровне Генплана не дает этому осуществиться. Тем более, такая деталировка не должна разрабатываться специалистами из других городов – человек не знает, чем живет и дышит та или иная улица. К нашему большому счастью, минрегионразвития намерено принять документ, который ограничит зонирование города, и в Генплане не будет излишней детализации.
В свое время я вместе с архитектором Александром Капитоновым работал над градостроительной документацией, в частности, мы разрабатывали правила землепользования, и тогда я осознал, на каком уровне документ должен регулировать процессы. Мы создали в определенной степени схематичный документ, и постоянное обращение к нему, обсуждение, внесение изменений говорят о его востребованности. Он одновременно и рамки держит, и позволяет реагировать на конкретные ситуации. Вот и Генплан не должен быть догмой.
Как сыр с дырами
– По мнению некоторых участников обсуждения Генплана, Федулова пошла навстречу архитекторам, которые лоббируют интересы инвесторов, и город будет развиваться, как захочет того застройщик, что парки станут беззащитными. Согласны ли Вы с этим?
– Я не понимаю противостояния «горожан» и «застройщиков». На Нижней Террасе, рядом с домом, где я живу, десятилетиями был пустырь. Недавно появился застройщик, который на нем построил дом, причем на приличном расстоянии от существующей застройки. Но жильцы очень возмущались, им хотелось, чтобы все осталось как есть. Застройщики – это люди, которые строят жилье, создают рабочие места. Я сам искал квартиру в центре и на собственном опыте убедился, что старый фонд пришел в упадок, поневоле пойдешь в новостройку.
У нашего города есть особенность – он похож на сыр, в нем много «дыр» – ничем не заполненных разрывов в несколько кило метров. И эти территории надо развивать.
Удачный опыт такого развития связан с появлением торгового центра на Свияге. При всех его минусах есть и огромный плюс. В университете нам часто говорили о Свияге как об интерьерной реке, на берегах которой можно создавать рекреационные зоны, но долгое время ничего не делалось. Только теперь, с появлением торгового центра, она начала развиваться и облагораживаться, там появилась жизнь. Начали происходить изменения и на противоположном берегу. Надеюсь, со временем и набережная будет приведена в порядок, появятся кафе и рестораны. Я сам был на субботнике в парке Ульянова, видел, какой он заросший и заброшенный, сколько следов от костров, сколько мусора, а ведь это центр города! А зеленый каркас Ульяновска хотя и подвергается нападкам, но границы парков и скверов закреплены и законодательно защищены. Поверьте, застройщику «влезть» туда очень проблематично.
– В последние несколько лет все чаще появляются дома до 24 этажей, а осенью поднимался вопрос и о более высоких зданиях. Как Вы относитесь к высотному строительству?
– У каждого города должен быть свой масштаб, и высотное строительство не везде уместно. Например, когда в 1960-х годах проводили реконструкцию центральной части города и создали целый комплекс, то многоэтажная гостиница «Венец» завершила и подчеркнула новую композицию. Но в целом я считаю, что задирать высотность в Ульяновске – это ошибка, поскольку она ведет к потере структуры города. Образуются огромные разрывы между домами, продиктованные градостроительными правилами. Их нельзя ничем заполнять, и жизни в них не будет. Зато появится куча народу и машин. Плотность застройки нужна: чем компактнее люди живут, тем активнее и интереснее идет жизнь. Но путь высотного строительства тупиковый. Мы нередко говорим о силуэте города, который как раз формируется при участии высотных построек. Мне очень нравится тренд малоэтажной застройки, который возник лет пять назад. Это хороший путь для развития окраин города.
Анна Школьная
уль-культурка
Судя по ответам, нормальный чел.,но “У,Родина” — это д…, от которого он не отмоется до смерти.Это надо же так себя так испоганить!
Рожденный в СССР
Что вы имеете в виду под фразой: «У,Родина» — это д…, от которого он не отмоется до смерти. Почему? Вы выставку видели?
уль-культурка
На плевке “У.Родина” можно построить только сортир, г-н архитектор.
это- своего рода хирургия. ИМХО.
Негативные эмоции и чёрное восприятие действительности бывают у каждого. У.Родина позволяет сбрасывать эту патологию. Каждый из нас временами испытывает отчаяние, бешенство, ненависть… Да хотя бы почитайте комменты на этом ресурсе… Творческим людям держать эту тяжесть в себе сложнее в разы, чем нам. У.Родина- это такой общий крик души. На пасторальные картины любоваться приятнее – кто ж с этим спорит… Но пока д… и жести в нашей жизни много больше. Надо это осознавать, избавляться и бороться. Настанут времена, когда У.Родина станет только Родиной, без иронии и боли.
Чубарик
Поражает другое – каждый год вузы выпускают тысячи архитекторов, дизайнеров, строителей и прочих, а как жили в хрущобах, так и живём. Ну, хотя, может кто-то и переехал в новопостроенную бетонную коробку с ипотекой на 38 лет.
Аноним
Архитекторы не нужны в Ульяновске. Здесь нет спроса на красивые дома.
В. Каменев
«Мы провоцируем творческих людей на высказывания о нашем городе и о своей любви к нему»…Спровоцировали. Таких любителей Родины можно назвать У.Родами. Они “лечат”, хлеща кнутом по ранам, и здоровому, и святому, и говорят что это “крик души”. Возможно, крик души у.рода и лжеца, так он прикрывает свою злобу к “этой стране”: он “добрый”, и плюёт от своей “доброты”… Не верю. Добрые люди в своём доме не плюются, а убираются, и украшают его. Но у.родам этого не понять…
Ну как же без Каменева….
Главный патриот тут у нас… Если д…мо присыпать белым снежком – это маскировка такая? А если про д..мо не упоминать – то его как-бы и нет? Знаете, как иногда погибают аквалангисты? Поранятся под водой, не почувствуют боли из-за воды и истекут кровью. Боль от ран – это сигнал, стимул к излечению и дальнейшей жизни! А иакие как вы способны только дерьмо снежком присыпать – беленько и чистенько…
В. Каменев
Вот и свобода слова от у.родов. Как они “с иронией”, так все должны понять и оценить, как их – так “нельзззя”! Делают кучу дерьма в квартире и ухмыляются – это “абстрактное искусство”, инсталляция, а кто не понимает этой иронии… Ну, сами понимаете. Издеваются, оскорбляют, и накообразным бредом “объясняют” европейского, кстати говоря, гомотолерантного происхождения , обыкновенный плагиат, так как на источник своих изысков не ссылаются. “Патологии сбрасывают” они так, свои, а остальным набрасывают. Что поделаешь: в семье не без у.рода!
Ну как же без Каменева….
Любите вы ярлыки навешивать. Зря стараетесь. Свобода слова вообще не при чём в данном контексте. имею право на своё мнение, так же, как и вы. А затыкать рот мне не смейте. Нет у вас монополии на мнения.
Гужда Бурдули
Хорошая выставка,зараза!!! с днём рождения!!!
Рожденный в СССР
Спасибо!
Юстас
У нас в городе два ВУЗа выпускают дизайнеров и архитекторов. Полсотни человек каждый год. Где все эти люди? Эта творческая интеллигенция? Этот тонко чувствующий креативный класс? Что они делают? Фролов один из немногих, кто что-то делает в этом городе, конечно ошибается, чудит, но ведь делает! и при этом заставляет других думать, творить, реагировать, любить город и профессию. Этот человек войдёт в историю тем, что пробудил людей, сплотил их и вдохновил! Спасибо тебе, Сергей Александрович за это и с днём рождения!!!
В. Каменев
Со своим У.Родина он войдёт как у.род. Уж лучше бы ничего не делал, чем навешивать такой оскорбительный ярлык, а на его “иронию” найдётся всегда сарказм. Люди говорят вот, что “дурак” – это ещё не страшно, а вот “дурак с инициативой” – это уже беда.
Аноним
А если назвать родина.У. будет номально?
Юстас
Так вы на выставке-то были? На открытие и закрытие всех приглашали, можно было высказаться, прямо в лицо организаторам, участникам и посетителям. Вы бы посмотрели на работы, которые там выставлены и сказали-бы прямо глядя в глаза автору, что вот это вот, например, “куча д…ма” потому-то и потому-то. Тем более, организаторы готовы были выслушать всех.
В. Каменев
Ни в коем случае! Я время свою берегу, в мире много действительно интересных вещей, а то, что собралось под такой вывеской, я лучше обойду, ибо несёт… Ведь чтоб понять, что из себя представляет некая субстанция, не обязательно в неё вляпаться, мы ведь не “бульдозеристы”… Достаточно вывеску посмотреть, под которой собралось это нечто.
Вообще, этот посыл; а вы сами читали, смотрели… смешон. Этакий способ продажи внаглую. Чтобы понять, чего стоит иная “вещь” музыканту достаточно несколько фраз, читателю – страниц… А иногда просто посмотреть на физиономия автора и его визитку.
Юстас
По вашей логике “Идиот” Достоевского надо сжечь не открыв обложку…
В. Каменев
Это по-вашей логике, которую вы приписываете мне, а по моей… Бунину вот например больше нравился Толстой, а Достоевский не очень, что поделаешь, на вкус и цвет…
ЭД
Не похоже, тов Каменев,что время бережёшь – столько словоблудия!
Рожденный в СССР
http://music.yandex.ru/album/1604903/track/14662834
Владимир I
У.Родина – конечно, это перебор даже для продвинутого а сторону Казани архитектора. Есть в нашем сознании несколько понятий, которыми играть нельзя, поскольку иначе рассыпется вся ментальность русского (касается всех россиян) человека. Гений слова Дмитрий Медведев назвал их хоть и из лексики магазина канцтоваров, но все же скрепами. Вы, Сергей, возьмите портрет своей матери и соедините эти слова “У.Родина – мать!” После такого сочетания даже архитектору, если он, конечно, не дешевый позер, очень бы подошел галстук из намыленной веревки.
Жан Миндубаев
Великолепный анализ всех сторон градостроения и не только в Ульяновске.
Удивительно, как при Наличии таких умных архитекторов город обрастает нелепыми “ВЫСОТКАМИ” ТИПА ТЕХ МОНСТРОВ, ЧТО ВСТАЛИ на самом уязвимом перешейке водораздела между Свиягой и Волгой… Они еще заставят уважать геологию-емди не нас, то наших потомков( к сожадению).