Выставка работ Николая Аркадьевича Пластова открылась в день 85-летия со дня его рождения – 22 января. Картины, представляющие разные жанры художественного творчества, разместились в Музее Аркадия Пластова. В экспозиции также рассказывается о реставрационных проектах, к которым Николай Аркадьевич имел самое непосредственное отношение.
Ульяновские живописцы говорят, что в семье Пластовых природа на детях не отдыхает. По мнению Бориса Склярука (на снимке), Николай получил профессию «из рук в руки» от своего отца, и про его работы можно часто говорить: «Как Пластов», имея в виду руку Аркадия Александровича. Непритязательные сюжеты, человечность, отношение к цвету и свету, схожие живописные приемы – все это стало частью наследства, полученного Николаем.
– Отец говорил, что Николай – замечательный художник, но рядом с отцом ему трудно, – рассказала на вернисаже Наталья Корчева, дочь единственного ученика Аркадия Пластова – Виктора Киселева. – А я не помню случая, чтобы Аркадий Александрович пришел к нам без Николая. Они были очень близки. Папа рассказывал, что в 1941-м Пластовы вместе пришли к нему, когда узнали о его отправке на фронт. Николаю тогда было всего 11 лет, но он пешком прошел с отцом 17 километров от Прислонихи до Комаровки. На березе около нашего дома Пластовы вырезали дату прощания… Николай Аркадьевич был человеком большой души и эрудиции, он писал глубокие, умные письма. Я помню, как подкосила его смерть Аркадия Александровича, помню его растерянность в день похорон. А годы спустя он сам «сгорел», обивая пороги обкомов и чиновников разных уровней и добиваясь реставрации православных храмов. Я считаю, этот человек заслуживал прижизненного памятника, но пока о нем говорят слишком мало.
Внук Аркадия Александровича – Николай Николаевич Пластов – тоже художник, но в Ульяновской области он больше известен как пропагандист творчества своего деда. Известно также, что он задумал написать книгу об отце: пока же, сетует заведующая Музеем Пластова Ирина Обухова, о нем издана лишь небольшая брошюра, написанная Татьяной Эйхман. А ведь он был не только художником. О Пластове-сыне говорят как о прекрасном фотографе, как об активном члене Всероссийской общественной организации охраны памятников истории и культуры. В числе достоверно известных проектов реставрации, к которым приложил руку Николай Аркадьевич Пластов, – церковь в Прислонихе, построенная его прадедом Григорием Гавриловичем, собор Казанской иконы Божьей Матери в Москве, Воскресенские (Иверские) ворота Китайгородской стены в Москве, Новоиерусалимский мужской монастырь в городе Истра Московской области.
– Николай Аркадьевич повторял, что облик Руси создают ветряки, мельницы и храмы, а если в церквях хранятся бочки и картошка, то это говорит о потере культуры и интеллигентности, – рассказала Обухова. – Сам он начал работу по реставрации храмов еще в годы гонения на церковь.
На выставке представлены картины «Доктор», «Вечер. Осеннее поле», детские портреты (в том числе внука Пети), букеты, пейзажи. Работы для экспозиции представлены из фондов Областного художественного музея и коллекции семьи Пластовых.
Анна Школьная