(про дворников и не только)
Короче, позвонил друг, попросит сочинить жалобу на коммунальщиков, не очищающих тротуары. По их вине друг мой сломал руку.
Звоню в управляющую компанию, объясняю ситуацию, прошу сообщить почтовый адрес и имя руководителя. Мне в ответ:
– Вы субъективны. Тротуары у нас чистят, просто некоторым пешеходам пить надо меньше.
Схожая история и в магазине. Спросил, почему цены взлетают, как истребитель на форсаже, мне говорят:
– Субъективно вы судите. Посмотрите цены в других сетях – в обморок упадете.
И начал меня после этих разговоров мучить комплекс неполноценности. Может быть, действительно, я к окружающей действительности предвзято отношусь? Может, на вещи надо смотреть так, как когда-то советовал Райкин: «ширше, глыбже и мяхче»? Но ведь говорил это мудрый старик в эпоху социализма, когда «прежде думай о Родине, а потом о себе», а сейчас-то самое время о себе и подумать. Да и Родина предоставила мне такие законы, по которым я имею право на свое, субъективное счастье.
И полезли в голову всякие несерьезные мысли вместо философских размышлений о субъективном и объективном, о реализме и забытом уже соцреализме, о человеке и законе.
Со студенческих еще времен сохранилась привычка упрощать сложные понятия до такой степени примитивизма, чтобы суть сохранилась, а академическая вода утекла.
Например, чем отличается реализм от соцреализма? Ответ элементарный. Если в произведении описывается жизнь проститутки, это – реализм. Но если в конце произведения героиня берет в руки флаг и кричит клиенту: «Лучше – стоя, чем на коленях!» – это соцреализм.
А чем отличается нынешний капитализм от почившего социализма? Ответ еще проще:
– что такое капитализм? Это – эксплуатация человека человеком.
– а что такое социализм? Это – наоборот!
Про субъективность и объективность и без меня, наверное, каждому понятно: объективность – точка зрения, субъективность – кочка зрения.
Анекдот про слона, который может съесть и вагон морковки, но «съест-то он съест, да кто ж ему даст?» – это про человека и российские законы. Реальность такого отношения субъекта и объекта я услышал в телепередаче «Первые лица» в минувшую субботу. Лицо, рассуждая о ценах, признало, что законов у нас много, а условия для их выполнения не всегда есть.
И многое в жизни после этих моих (и не только) умозаключений становится понятным про скользкие тротуары, грабительские цены, поликлиники, аптеки, ипотеки .
Ульяновск в ледяных торосах, в пламени подожженных автомобилей, в огнестрельных разборках «мажоров» – это субъективный реализм. Ульяновск с флагом «Культурная столица» – это «Души и державы опора». Объективный реализм? Не верю.
Я живу в этом городе, пишу с постоянным стремлением, чтобы моя кочка зрения хоть чуточку приблизилась к точке зрения на окружающую действительность тех, кто по законам капитализма обслуживает меня, а не наоборот. Я не только про дворников.
Владимир Филимонов

кочка