В сентябре-декабре 2014 года инспекцией (Главной государственной инспекцией регионального надзора. – Ред.) были рассмотрены многочисленные обращения граждан по вопросам начисления платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (далее – ОДН).

При проведении проверок выявлены случаи начисления платы и выставления счетов на оплату коммунальных услуг на ОДН после вступления в силу решений Ульяновского областного суда об отмене нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Инспекция считает, что при данных обстоятельствах применение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 6.05.2011 года №354 (далее Правила №354), без использования нормативов, рассчитанных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством, не представляется возможным.

В соответствии с абз. 2 пункта 44 указанных Правил №354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги на ОДН не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае, если указанное решение не принято, то объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Таким образом, начисление платы потребителям за коммунальные услуги на ОДН без установленных соответствующих нормативов при управлении многоквартирным домом управляющей организацией не должно производиться.

В связи с чем инспекцией было выдано 37 предписаний управляющим организациям о прекращении нарушений порядка начисления платы за коммунальные услуги на ОДН.

По состоянию на 21.01.2015 года в арбитражном суде Ульяновской области рассматривается 14 дел о признании незаконными таких предписаний инспекции, решения по которым до настоящего времени судом не приняты.

Заявления об обжаловании предписаний поданы следующими управляющими организациями: группой компаний «Альфаком», ООО «РЭС», ООО «СМУ», ООО «Истоки+», ООО «Жилстройсервис» и другими.

В некоторых случаях управляющие организации добиваются от собственников принятия решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Так, в судебном заседании 17.12.2014 года ООО «СМУ» сообщило суду, что собственниками дома №28 по улице Почтовой в Ульяновске было принято такое решение после проведения проверки инспекции, которое разрешает распределять объем на ОДН за предыдущие месяцы в полной мере на жителей этого дома. Законность указанного решения в судебном порядке не оспаривалась.

Также инспекцией выявлены случаи начисления ОАО «Ульяновскэнерго» платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную как для индивидуального потребления, так и на ОДН, и выставление счетов жителям, проживающим в многоквартирных домах Ульяновска при выбранном способе управления управляющей организацией.

Позиция инспекции основана на положениях части 7 ст. 155 ЖК РФ, где определено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 ЖК РФ.

В части 7.1. ст. 155 ЖК РФ указано, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Таким образом в силу п. 7.1 ст.

155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды в многоквартирном доме, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией не может начисляться ресурсоснабжающими организациями в силу прямого указания закона.

Документов, подтверждающих принятие решений собственниками помещений многоквартирных домов Ульяновска о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, либо расторжении договоров с управляющей организацией или изменении способа управления многоквартирными домами, не имеется.

В связи с чем инспекцией в адрес ОАО «Ульяновскэнерго» было выдано 45 предписаний о прекращении нарушений порядка начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.

В арбитражном суде Ульяновской области рассматривается 30 заявлений о признании незаконными таких предписаний инспекции. Очередное судебное разбирательство назначено на 30.01.2015 года.

Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области.

Наш комментарий
Отказать в лицензиях

Можно представить, какому давлению подвергается сейчас арбитражный суд области, ведь на кону стоят десятки миллионов рублей, халявных, которыми эти управляющие организации, оспорившие в суде предписания Главрегионнадзора, мечтают завладеть. Но какие, интересно, доводы они приводят, заявляя о несогласии с предписаниями инспекции?

Что вообще можно тут привести, если есть совершенно четкие указания нормативно-правовых актов, на которые ссылается Главрегионнадзор? Есть Изменения в акты правительства, утвержденные Постановлением правительства России №344 от 16.04.2013г., которые устанавливают (п.п. «к» п.2), что начисление платы за услуги на ОДН в полном объеме возможно только в двух случаях: если решение об этом принято на общем собрании жильцов дома и если дом выбрал непосредственный способ управления. Во всех остальных случаях – по нормативу. Есть Закон «О защите прав потребителей», согласно ст.10 которого исполнитель услуги обязан сообщать потребителю цену, но в условиях отмененных судами нормативов и до утверждения новых нормативов установить эту цену невозможно. Значит, она отсутствует, отсутствует и право исполнителя требовать оплаты этой услуги без цены.

Но если управленцы так упорствуют в отстаивании, я считаю, права на произвол, то уполномоченному органу, возможно, стоит рассмотреть и вариант отказа этим организациям в выдаче лицензий на управление жилыми домами. Других мер воздействия на них, похоже, просто не осталось. И руководители этих организаций не должны при таком знании законов и отношении к ним получать зачетные баллы на предлицензионных тестах.

Непонятна, кстати, и позиция структур, производящих расчет платы за коммунальные услуги и непосредственно изготавливающих платежные документы жильцов. Управляющие организации толкают эти структуры в неправовое поле, но они-то как юридические лица Российской Федерации должны руководствоваться ее законами и нормативно-правовыми актами, а не безграмотными указаниями управленцев домами. Разве не так?

Василий Мельник