В регионе растет число обманутых вкладчиков. Вложенные средства теряют клиенты как кредитно-потребительских кооперативов (КПК), так и банков, вклады в которых вроде бы должны быть застрахованы.
В реестре не значатся
После новогодних праздников в полицию стали поступать заявления от вкладчиков самарского банка «Волга-Кредит», у которого 30 декабря минувшего года Центробанк РФ отозвал лицензию. В Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), куда они обратились за компенсацией, их огорошили: в реестре держателей счетов кредитной организации они не значатся, а потому на получение средств права не имеют. При этом ряд других вкладчиков не согласен с суммой возмещения.
Банк «Волга-Кредит», имея несколько операционных офисов в Ульяновске, активно привлекал вклады ульяновцев, поэтому пострадавшие есть и среди них. Впрочем, количество обманутых вкладчиков в Агентстве пока не называют. Там заявляют, что «выплаты возмещения осуществляются в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, сформированным на основании данных бухгалтерского учета банка». В нем упомянуто 2280 проживающих на территории Ульяновской области вкладчиков, которые хранили в банке в общей сложности 294,4 миллиона рублей. В чем причина несоответствия сведений в бухгалтерском учете кредитного учреждения, еще предстоит выяснить. Тем, у кого возникли проблемы именно с суммой возмещения, Агентство по страхованию вкладов предлагает подать заявление о несогласии с размером возмещения в банк-агент для передачи в АСВ или направить его в АСВ по почте. К заявлению необходимо приложить подлинники или надлежащим образом заверенные копии документов, в частности, договоров вклада, приходных ордеров и прочих бумаг. Тем же, кто не обнаружил себя в реестре, АСВ советует обращаться в полицию.
Впрочем, по словам экспертов, шансы у таких клиентов получить компенсацию равны нулю. Вероятнее всего, банк не отражал принимаемые от физических лиц средства как вклады, обходя таким образом введенные Центробанком ограничения по объему привлекаемых средств. Есть и более банальное объяснение – банк попросту присваивал деньги вкладчиков. Что же касается недополученных клиентами средств, то, вероятно, они были изначально введены в заблуждение по поводу доходности депозитов.
Кооператив, который лопнул
С еще большими проблемами сталкиваются клиенты некоторых кредитно-потребительских кооперативов, ответственность которых, как правило, и вовсе ничем не подкреплена.
– В начале октября прошлого года, польстившись на рекламу, обещавшую хороший доход, я отнесла свои «гробовые» 30 тысяч рублей в КПК «Траст-Капитал» под 6,2 процента в месяц, – рассказала читательница Людмила Михайловна с улицы Гагарина, 24. – Через месяц мне выплатили набежавшие проценты, 1860 рублей, а в конце декабря, когда я пришла в офис вновь, никого там уже не было. В московском офисе кооператива юрист посоветовал обратиться в суд, любезно согласившись представлять интересы вкладчиков. Правда, пояснив при этом, что каждый истец должен заплатить ему по десять тысяч рублей. То есть, чтобы получить свои деньги, я должна заплатить еще? Абсурд! Я, как и десятки других обманутых вкладчиков, написала заявление в полицию, но толку от этого, похоже, никакого.
Ранее сообщалось о прекращении деятельности ООО «РуссИнвестГрупп» (бренд «Кредиторъ»), «Интер-Инвест» (бренд «Финансист»), ООО «Заемные деньги», «Капитал Финанс», «Инвест-Гарант», «АлмазИнвест». Зарегистрированные в разных городах некоторые из этих фирм имели филиалы в Ульяновской области. Схемы их работы похожи и, как оказывается, весьма эффективны.
Агрессивная реклама с обещанием заоблачных ставок (до 360 процентов годовых!) привлекает немало желающих таким образом приумножить свои накопления. Через какоето время телефоны фирмы перестают отвечать, а офисы оказываются пусты. При заключении договоров вкладчиков заверяют, что средства застрахованы, однако после исчезновения кооперативов найти концы не представляется возможным. Полицией уже заведен целый ряд уголовных дел по фактам мошенничества, ни одно из которых, впрочем, до суда не доведено. В правоохранительные органы обращаются далеко не все клиенты, поэтому определить, сколько людей пострадало от КПК, невозможно. Похоже, нет и должного контроля за подобными организациями со стороны государства.
По мнению экспертов, большинство создаваемых в последнее время КПК фактически никакой деятельности не ведут, а представляют из себя классические финансовые пирамиды.
У таких организаций нет лицензии, собственных капиталов и других ак тивов, неизвестно их финансовое положение. Их доход растет за счет притока новых клиентов, а тем выплачиваются проценты за счет следующих.
Когда поток новых вкладчиков иссякает, система «схлопывается». Обещанные проценты получают только те, кто стоял у истоков таких фирм, другие же остаются ни с чем.
Предлагается дополнить статью 172 УК РФ введением уголовной ответственности за организацию пирамиды. Максимальный штраф – до полутора миллионов рублей, максимальный срок лишения свободы – до шести лет. Кроме того, Административный кодекс планируется дополнить ответственностью для активных участников пирамид. К примеру, за умышленное распространение информации о деятельности такой организации физлица заплатят штраф до 50 тысяч рублей.
Дмитрий Минаев