В предновогоднем номере «СК» мы написали, что применить с 1 января 2015 года повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг для квартир без приборов учета невозможно, поскольку эти коэффициенты относятся к нормативам, установленным методом аналогов (с использованием большой выборки показаний счетчиков), тогда как у нас в области они установлены расчетным способом.

Но ближе к концу декабря стало известно, что премьер Дмитрий Медведев подписал еще одно постановление, подгоняющее коэффициенты уже под все нормативы без исключения. Суетятся, в общем, как те самые голые в тех самых предбанниках. Ввести повышающие коэффициенты между тем будет не так просто, как кажется чиновникам, и новые нормативы, установленные в области с февраля, не что иное, как обыкновенные наперстки, игра в которые была популярна в 90-е годы.

Так как повышающие коэффициенты придуманы в качестве меры, «стимулирующей» потребителей к установке счетчиков, Постановление правительства №344 хотя бы в каком-то соответствии с логикой предусматривало, что коэффициенты и касаются как раз тех нормативов, которые установлены с использованием показаний счетчиков. Новое Постановление (его номер 1380 от 17.12.2014г.) означает уже полный произвол, распространяя нововведение и на нормативы, установленные расчетным способом, то есть отвлеченно-теоретическим, отчего все нормативы у нас, например, в Ульяновске, как известно, и так завышены в три-четыре раза. Конечно, Медведев не сам изобретает все эти идиотские документы. Их кто-то пишет (вероятно, сильно заинтересованный), пускает по инстанциям вверх, а Медведев, думаю, не глядя, подмахивает.

Словом, с начала 2015 года нормативы для неоприборенных квартир повышаются на десять процентов. С середины года – еще на десять процентов к исходным. И так до 2017 года, когда норматив повысится на 60 процентов к нынешнему. Но это не может быть сделано автоматически для всех квартир, где не установлены приборы учета. Перед повышением нормативов властями должен быть выполнен ряд предусмотренных законодательством пунктов. В частности, дома должны быть обследованы на наличие или отсутствие технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета, а жилые помещения – на наличие или отсутствие технической возможности установки индивидуальных приборов учета. Приказом Минрегионразвития России №627 от 29.12.2011 года утверждены критерии наличия или отсутствия такой возможности. Этот же приказ предусматривает, что по итогам обследования составляется акт, в котором указываются лицо, проводившее обследование, инструменты, с помощью которых это делалось, состояние жилого помещения (дома) и прочее. Акт подписывается лицом, проводившим обследование, представителем управляющей компании, собственником квартиры, другими присутствующими при обследовании лицами. Помимо заключения, любой из подписавших акт вправе написать в нем свое особое мнение о предмете обследования и сделанном комиссией выводе. Каждому из присутствующих на обследовании вручается экземпляр акта – и у вас, как у собственника квартиры, тоже должен быть такой акт. Если у вас его нет – с любым выводом – это уже основание для отказа оплачивать услуги по повышенным нормативам.

Если возможность установить счетчик комиссией подтверждена и вы решили это сделать, вам важно знать, что статьей 13 Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» №261ФЗ от 23.11.2009 года обязанность устанавливать (менять и обслуживать) приборы учета возложена на ресурсоснабжающие организации.

Они обязаны предоставить вам (лично вам) предложение об оснащении вашей квартиры счетчиками, проект договора на эту работу и рассрочку на пять лет в оплате. Почему делать это должны именно ресурсники? Вероятно, потому что они более долговечны, чем разные ООО, которые могут оказаться однодневками, установят и исчезнут, и вы останетесь без каких-либо гарантий. Сообщить реквизиты ресурсоснабжающих организаций вам должна ваша управляющая компания. И требуйте рассрочку – отказать вам не вправе, и это в любом случае выгоднее.

Логично было предполагать, что министр экономразвития региона Олег Асмус, утверждая новые нормативы для неоприборенных квартир, одновременно утвердит и процедуру их применения, учитывающую описанные выше требования нормативно-правовых актов. Без этой же процедуры нормативы породят лишь новую волну хаоса, раздражения жителей региона и неплатежей.

Мы между тем остаемся на своей позиции и считаем кампанию тотального оприборивания затеей нелегитимной, насилием, противоречащим существующему российскому законодательству. Прежде всего Конституции, Гражданскому кодексу и Закону «О защите прав потребителей», не допускающему навязывания гражданину за плату каких бы то ни было товаров, работ или услуг. И повышающие коэффициенты к нормативам – это, на мой взгляд, чистой воды обираловка.

Юрий Кашинский