В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 6.05.2011 года №354, с 1.06.2013 года правительством Российской Федерации были приняты меры, направленные на защиту прав потребителей коммунальных услуг, а именно: отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды сверх норматива коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не было принято иного решения.

Такое правовое регулирование направлено на стимулирование управляющих организаций к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявление несанкционированного подключения к коммунальным ресурсам, проверка достоверности показаний индивидуальных приборов учета и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.

В связи с отменой с 21.05.2014 года норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды и с 4.06.2014 года нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образовании «Город Ульяновск» 56 управляющих компаний Ульяновска, имеющих «частный» уставный капитал, стали производить начисления платы на общедомовые нужды исходя из показаний коллективного прибора учета пропорционально площади помещений, находящихся в собственности потребителей.

Соответственно размер платы по коммунальным услугам, предоставленным на общедомовые нужды, с лета 2014 года значительно вырос для потребителей: в среднем с 30 рублей до 300-350 рублей по отдельной коммунальной услуге.

Такие управляющие компании, как ОАО «ГУК Заволжского района», ОАО «ГУК Ленинского района», ОАО «ГУК Железнодорожного района» и ОАО «ГУК Засвияжского района», стали производить начисления, используя значения вышеуказанных отмененных нормативов.

Получив квитанции на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды с завышенными суммами и отмененными нормативами, граждане стали обращаться с жалобами в надзорные органы.

Так, в период с сентября 2014 года по январь 2015 года в инспекцию поступило 152 обращения граждан по вопросам определения размера и внесения платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

По результатам проверок инспекцией было выдано 56 предписаний управляющим организациям о прекращении нарушений порядка начисления платы.

Практически все управляющие организацииобжаловали предписания инспекции в арбитражный суд Ульяновской области.

В течение трех месяцев специалисты инспекции отстаивали в суде права и законные интересы граждан, соблюдение законодательства при осуществлении начислений платы за коммунальные услуги.

27.01.2015 года решением арбитражного суда Ульяновской области заявление ООО «Альфаком У» об отмене одного из таких предписаний инспекции было оставлено без удовлетворения. В целях создания единообразной судебной практики по всем делам об отмене предписаний инспекции арбитражным судом приостановлено рассмотрение заявлений других управляющих организаций до вступления указанного решения суда в законную силу.

Таким образом инспекцией приняты меры по пресечению нарушений в деятельности управляющих компаний Ульяновска при определении размера и внесении платы жителями за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Николай БАТАНОВ, руководитель Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области.