Каждый четвертый состоящий на бирже труда ульяновец-инвалид. Даже если кому-то из них удается устроиться на работу, трудовая деятельность длится недолго.
Люди с ограниченными возможностями – наименее конкурентоспособные на рынке труда. По словам директора Департамента занятости населения Галины Савельевой, трудоустройство инвалидов осуществляется по двум направлениям: создание рабочих мест и квотирование.
– Программа по созданию рабочих мест для инвалидов действует с 2010 года, – рассказала Галина Александровна. – Всего по ней в 2010-2013 годах было трудоустроено 695 человек, 65 процентов из которых продолжают работать.
Работодатели, даже несмотря на помощь государства в создании рабочих мест для инвалидов, опасаются брать на работу таких людей, не желают нести за них ответственность. Как показывает практика, людям отказывают в трудоустройстве, если у них инвалидность.
Отказывают даже больным сахарным диабетом, а таких в регионе более 40 тысяч.
– Большинство больных сахарным диабетом скрывают от работодателей свое заболевание, – говорит руководитель Диабетического общества Ульяновска Светлана Сорокина. – Сделать это легко, так как определить, что у человека диабет, по внешним признакам практически невозможно, если инвалид соблюдает все правила и принимает необходимые препараты. И в этом нет ничего удивительного.
Светлана Владимировна вспомнила, как при ней отказали в принятии на работу лифтером женщине с диабетом, хотя по специальности она была лифтером и имела удостоверение. Или другой пример. Как только молодой человек, имеющий инвалидность, больной сахарным диабетом, перестал указывать это в резюме, то сразу трудоустроился. А до этого получил отказы в трех местах.
Впрочем, даже в случае удачного трудоустройства инвалиды, как правило, на работе не задерживаются. По статистике, средний стаж трудовой деятельности человека с ограниченными возможностями у одного работодателя составляет от одного до трех лет. Так, ульновец-инвалид третьей группы по слуху, устроившись в магазин грузчиком, проработал там всего один день, так как его попросили уволиться из-за сложностей в общении.
В основном люди с ограниченными возможностями находят работу через центры занятости населения, общественные организации инвалидов, а также родственников, друзей и знакомых. Инвалидам предлагают работу укладчика, столяра, сборщика бумаги, дворника, обувщика, рабочего кухни, сторожа, уборщика, гардеробщика и тому подобные. То есть низкоквалифицированную, а следовательно, низкооплачиваемую работу.
– В год находим работу для 50-60 инвалидов по слуху, – рассказала председатель Ульяновского отделения Всероссийского общества глухих Маргарита Васина. – В основном предлагается работа с низкой заработной платой и находящаяся далеко от местожительства. Я бы предложила центрам занятости, прежде чем давать направление, созваниваться с кадровой службой и выяснять, примут они на работу человека с инвалидностью или нет. А то получается иногда, что глухой человек приходит на предприятие и получает отказ. При этом ему на свои средства приходится привлекать сурдопереводчика и оплачивать транспортные расходы. А пенсия у таких людей небольшая.
По словам Васиной, часто работодатель вводит соискателей в заблуждение уровнем зарплаты – указывает в заявке, что будет платить человеку семь-восемь тысяч рублей, а в итоге инвалид получает менее пяти тысяч. В итоге человек вынужден увольняться. Но из-за низкой зарплаты и пособие по безработице оказывается маленьким.
Возникают случаи, когда инвалид хотел бы работать, но доехать до предприятия не может, так как отсутствует транспортная доступность.
По словам председателя Ульяновской организации Всероссийского общества слепых Анатолия Аляева, когда подъезжает трамвай, объявляется только остановка, а номер не звучит, и человек, имеющий проблемы со зрением, вынужден спрашивать у прохожих, какой это маршрут. Вроде бы мелочь, но для некоторых людей – серьезная проблема.
Председатель клуба инвалидов и людей с ограниченными возможностями «Сильные духом» Андрей Шипунов вспоминает, как его недавно перенесший операцию товарищ, вынужденный ходить с палочкой, собрался
в Центр занятости населения Железнодорожного района. Рядом со входом в здание на тротуаре образовалась «ледяная шишка». Мужчина всерьез боялся, что поскользнется и вновь лопадет к врачам. По словам Шипунова, на ярмарках вакансий в Мемцентре инвалиды даже не могут дойти до специалистов, так как элементарно нет перил.
За последние годы количество пандусов в городе увеличилось, однако по большей части по ним невозможно передвигаться не только инвалидам, но и здоровым людям. Зимой и после дождей пандусы очень скользкие, так как выложены кафельной плиткой. Так зачем их устанавливают – для галочки и отчетов? – спрашивают инвалиды.
Николай ГЕНИН