С каждым днем на ульяновцев обрушивается все больше рекламы из самых разных источников. Есть ли способы с ней бороться?

Не звони мне, не звони
Многие жители Ульяновска получают навязчивые рекламные звонки с мобильных номеров. Чаще всего звонят представители медцентров или салонов красоты, зазывающие получить их услуги со скидкой или даже бесплатно. Представители одного из салонов красоты придумали подавать свою рекламу по телефону оригинально: звонившие спрашивали женщин, исполнилось ли им уже 30 лет. Признавшимся в своем уже не столь юном возрасте дамам предлагали бесплатное омоложение лица.

Впрочем, в продвижении своих услуг эти рекламодатели оказываются не так любезны: даже если уставшие от их звонков абоненты просят прекратить их беспокоить, рекламные звонки продолжаются. Но, как объясняют в региональном Управлении антимонопольной службы, за надоевшие приглашения авторов такой рекламы можно наказать. Согласно Федеральному закону «О рекламе», реклама с использованием сетей электросвязи, то есть в том числе и телефонных, может распространяться только с согласия абонента.

Как уточняют в УФАС, если в начале звонка абонента спросят, готов ли он прослушать рекламную информацию, и он согласится, такое сообщение будет считаться законным. Если же подобного вопроса не было, закон нарушен.

Чтобы привлечь распространителя такой рекламы к ответственности, факт нарушения закона надо зафиксировать.

То есть записать телефонный разговор и взять детализацию звонков в компании мобильной связи. С этими материалами можно смело обращаться в антимонопольную службу.

Кстати, жалобы на навязчивые телефонные звонки ульяновским антимонопольщикам уже поступали. Еще в конце 2013 года в антимонопольную службу обратилась жительница Ульяновска, которую настойчиво зазывали пройти косметические процедуры в одном из салонов красоты города. Женщина записала несколько разговоров и отправила их в УФАС вместе с детализацией поступавших к ней звонков.

Сотрудники антимонопольной службы обратились в мобильную компанию, обслуживающую номера, с которых поступали звонки. Выяснилось, что эти номера зарегистрированы на фирму, владеющую тем самым салоном красоты, а также на еще одну ульяновскую компанию, предоставляющую рекламные услуги.

Впрочем, при рассмотрении дела в УФАС представители обеих компаний свое отношение к рекламным звонкам отрицали. Но это не помешало признать их нарушителями закона. В итоге обеим компаниям были выданы предписания о прекращении распространения рекламы. Компания-владелец салона красоты была еще и оштрафована на сто тысяч рублей.

Все – в суд
Правда, в итоге вроде бы крупный штраф не заставил хозяев салона красоты прекратить обзвон ульяновцев, которые пока не обратились с жалобой на их рекламу в соответствующие органы, – им названивают до сих пор. С остальными видами навязчивой рекламы дело обстоит примерно так же: почти вся она незаконна, но, чтобы от нее избавиться, надо предпринять активные действия. А у обычных граждан на это нет ни времени, ни сил, ни желания. В итоге, убеждаясь в своей безнаказанности, нарушители закона заваливают ульяновцев рекламой. Так, количество листовок, бесплатных рекламных газет и объявлений, попадающих в почтовые ящики горожан или приклеенных на двери домов, становится все больше. Согласно российским законам, побороться можно и с такой рекламой.

Как объясняют в ульяновском Управлении ФАС, в Законе «О рекламе» перечислены виды рекламных конструкций. Это щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иныетехнические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта. Почтовые ящики, стены и двери домов в этот перечень не входят. А это, по мнению специалистов, значит, что распространять рекламу с их использованием нельзя. «По большому счету, размещение рекламы разрешено только на специальных приспособлениях или досках, размещаемых в подъездах и лифтах многоквартирных жилых домов», – уточняют в УФАС.

При этом поставить специальную доску для объявлений в подъезде или лифте управляющая компания или еще кто-то просто так не может. Для этого необходимо получить согласие большинства владельцев квартир в подъезде. Жильцы также могут решить, позволят ли они клеить рекламу на такой доске бесплатно или будут взимать за это деньги. Нарушителей таких запретов антимонопольная служба уже не наказывает. Распространение рекламы вне одобренных, согласно законодательству, рекламных конструкций, помимо федерального законодательства, запрещают еще и ульяновские городские Правила благоустройства. А вот с тем, кто должен выявлять нарушителей и их штрафовать, сложнее. По мнению юристов, недовольным рекламой гражданам стоит самим обращаться в суд, чтобы наказать нарушителей. Либо это могут сделать коммунальные организации, обслуживающие дом.

Нарушают в квадрате
Естественно, желающих заниматься судами ульяновцев немного, а у коммунальных компаний и других забот хватает. В этой ситуации рекламные компании все больше наглеют, организуя незаконный бизнес. Некоторые даже нарушают закон в квадрате – незаконно клеят объявления о своих незаконных услугах. Более того, судя по внешнему виду городских улиц, до незаконной рекламы почти нет дела и городским чиновникам, которые должны следить за чистотой муниципального имущества.

Реклама регулярно появляется на столбах, заборах, а с недавних пор даже на ветках деревьев. Нет ее разве что на здании горадминистрации.

Лидия Пехтерева