Оказывается, в Ульяновске живет огромное количество людей, которые воспринимают нашу службу спасения ЕДДС – единую дежурно-диспетчерскую службу, телефонный номер которой и есть 112, как угодно, только не всерьез. Подавляющее большинство вызовов на этот номер попадают в категорию «не по назначению». В январе из 44196 звонков такими были 35168. Ради чего беспокоят службу? Об этом корреспонденту «СК» рассказали заместитель начальника МБУ Управление гражданской защиты города Ульяновска Андрей Тамбовский и начальник ЕДДС Сергей Буров.

Сопит и молчит
Огромное количество вызовов – до 2000 в день – обрушивается всего лишь на двух диспетчеров. И чаще всего звонят не по делу. Например, просят уточнить московское время только за январь 2015 года с такой просьбой обратились 1945 раз, назвать дату и день недели требовали 2259 раз, предоставить прочую информацию – 3616 раз. Казалось бы, у многих есть телевизоры и разнообразные гаджеты, в которых точно есть часы, висят настенные календари, во всех мобильных телефонах и компьютерах календари электронные, но люди продолжают отвлекать диспетчеров от работы.

Многие ссылаются на то, что телефон «сам» позвонил, пока лежал в кармане, но слишком уж много вызовов совершают ульяновские карманы – в январе они проявили активность 5883 раза! Кто-то заявляет, что набрал номер ошибочно (почти 2500 раз), в 1254 случаях ульяновцы просто проверяли, действительно ли работает служба «112». 301 раз просили прислать такси. Почему-то люди считают, что проблемы с мобильной связью тоже должна решать ЕДДС.

Много вызовов попросту являются хулиганством. Шалят и дети, и взрослые. Малыши трех-четырех лет, еще не понимающие смысла цифр «112», звонят от скуки – кто тихонько сопит в трубку и молчит, кто знакомится с «тетями» и расспрашивает, где они сидят, как их зовут и так далее.

– Многие номера таких детей диспетчеры давно знают, находят способы позвонить родителям, просят повлиять на детей, – рассказал Сергей Буров. – Взрослые не отрицают, что службу беспокоят именно их дети – а бывает, за час с одного номера звонят по 40 раз, – но запрещать им этого не хотят: «Запретишь будет плакать, поэтому пусть лучше вам звонит!». Связываемся с полицией, просим еще и полицейских провести работу с родителями. Школьники звонят уже сознательно. Сообщают о пожарах, взрывных устройствах в школах. Например, в прошлом году и в наступившем мы организовывали выезд служб по ложным сообщениям о пожарах в поселках Сельдь и Карлинское.

Шоу с мигалками
– Женщины-диспетчеры имеют такой опыт, что буквально с первых секунд общения могут с долей уверенности в 99 процентов определить, насколько серьезная информация поступает от позвонившего, – пояснил Андрей Тамбовский. – Но мы должны реагировать на каждую информацию о нештатной ситуации, даже если знаем, что вызов будет заведомо ложным.

Для ребят, «организовавших» приезд спасателей, пожарных, «Скорой помощи», наш выезд будет интересной «картинкой», но лучше мы убедимся, что все в порядке, чем пропустим пожар. При подобных сообщениях никто не думает о мотопотерях, все действуют по алгоритму – слаженно и четко.

То же самое происходит и в случаях получения информации о готовящемся теракте в школе. Хотя в Ульяновске ни разу не подтвердилось ни одно сообщение о бомбе или другом взрывном устройстве в образовательных учреждениях, организованно и согласованно действуют все службы экстренного реагирования. По мнению Бурова, при том количестве взрывов, происходящих в стране, игнорировать подобные звонки нельзя. А Тамбовский добавил, что спасатели не в претензии к людям, сообщившим 9 февраля о подозрительной коробке у подъезда дома № 49 по улице Льва Толстого: неважно, что она оказалось пустой и опасности не представляла.

Наступает конец трудовой недели – в пятницу и субботу ЕДДС атакуют «уставшие» от работы взрослые. Опрокинув рюмку-другую и затосковав в одиночестве, они набирают номер 112 (а что, номер-то бесплатный, говори, сколько хочешь!) и – кто пытается вести задушевные беседы, а кто откровенно хамит. Людей не останавливает даже тот факт, что все разговоры записываются. Кроме них звонят еще и просто неадекватные люди с психическими расстройствами, их номера диспетчерам тоже давно известны, с ними работают участковые, психологи, врачи. Но пока количество звонков «не по назначению» не снижается.

В ответ – короткие гудки
Между тем ЕДДС – это не справочная, не телефон доверия, не служба психологической помощи и не служба знакомств. Смысл ее существования очень конкретен, объяснил Тамбовский: принимать сигналы о происшествиях, докладывать о них руководящему составу города, организовывать и контролировать взаимодействие служб экстренного реагирования, чтобы помощь людям была оказана максимально быстро. Ведь часто на счету каждая минута – например, при пожаре или если с человеком случился инсульт. Поэтому, если примерно в одно время поступают два сообщения, то первыми едут, например,на помощь к человеку, а не к кошке, провалившейся в вентиляционную трубу. Или к пострадавшему в ДТП, а не к тому, кто по неосторожности захлопнул дверь и остался без ключей. Кроме того, договоренность о взаимозаменяемости между городской и областной службами спасения позволяет бригадам выезжать на вызовы, не задумываясь о зонах ответственности. В частности, 8 февраля пожар в ГСК в районе улицы Нефтяников потушили сотрудники Областной службы гражданской защиты населения и пожарной безопасности – и это логично, ведь базируется она как раз на улице Нефтяников.

А городские спасатели из подразделения, расположенного в левобережье Ульяновска выезжают на вызовы за городскую границу Заволжья – например, на злосчастный поворот, где в декабре пострадала наша коллега – журналист Виктория Чернышева.

Так что прежде чем набрать «112», людям стоит подумать, что будет, например, с пострадавшими на дороге, если одну линию диспетчерской займет человек, которому нужно уточнить время, а другую – любитель лирических бесед. Люди, действительно нуждающиеся в срочной помощи, услышат лишь короткие гудки. И хорошо, если бы родители вняли просьбам операторов и объяснили детям, что «тетя» должна помогать тем, кто находится в опасной ситуации, а не развлекать малышей. А пока статистика более чем странная. За 2014 год ЕДДС приняла свыше 545 тысяч звонков, из них без малого 437 тысяч – не по назначению.

Анна Школьная