Лидеры общественных организаций инвалидов не дали чиновникам возможности преподнести новости в розовом цвете. Региональный Минздрав провел брифинг, на котором разъяснялись изменения правил признания людей инвалидами, а также обсуждались проблемы обеспечения людей с ограниченными возможностями здоровья техническими средствами реабилитации и лекарствами.
Как рассказала руководитель главного бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области – Нина Долгополова, новые правила регламентированы Приказом Минтруда РФ №664 от 29 сентября 2014 года и вступили в силу 23 декабря. Цель разработанных классификаций, по ее словам, – сделать более прозрачным и понятным механизм признания или непризнания человека инвалидом.
– Формулировки «умеренные» и «выраженные» по отношению к изменениям тех или иных функций организма трудно объяснить людям, не имеющим специальных познаний в области медицины, – объяснила Долгополова. – В связи с этим к нам было много вопросов, почему человека не признали инвалидом или дали не ту группу инвалидности, которую ожидал пациент. Принципиально новые классификации не отличаются от старых, в основе лежат те же самые критерии. Но к небольшому приказу прилагается колоссальное приложение, в котором подробно описано большинство заболеваний, обозначены степени нарушения функций разных систем и органов, а также указано, во сколько процентов они оцениваются. Инвалидность определяется с 40 процентов потери трудоспособности: 40-60% – III группа инвалидности, 70-80% – II группа, 90-100% – I группа. Мы уже сравнили результаты работы в январе: по сравнению с аналогичным периодом 2014 года чуть меньше стало инвалидов II группы (около 2%), зато чуть больше определено инвалидов I и III групп.
Также Долгополова сообщила, что изменился подход к онкобольным – требования к ним стали мягче, а длительность нахождения на инвалидности по некоторым нозологиям назначается сразу на пять лет – раньше такого не было. Зато людям с ампутированными руками или ногами по-прежнему придется ходить по врачам, прежде чем они получат инвалидность бессрочно. Долгополова уверяет, что бессрочность обычно получают через два-три года, но наши читатели говорят, что на деле это происходит, мягко говоря, не совсем так.
Новые правила не коснутся тех, кто уже получил бессрочный срок инвалидности вне зависимости от рода заболевания: пересматривать их «дела» не будут. В случае спорной ситуации или непонятного решения медэкспертизы Долгополова предлагает обращаться к ней: личный прием она ведет по вторникам. Консультацию можно получить и по телефону 30-16-83.
Инвалиды, нуждающиеся в так называемых технических средствах реабилитации, знают, насколько плохо обстояли дела с их поставкой в 2014 года. Такого плохого снабжения не было давно – удовлетворено всего 30 процентов заявок. Замминистра здравоохранения Ульяновской области Екатерина Сморода сообщила, что это было связано с низким финансированием: если в 2010-2013 годах регион получал на эти цели по 280-290 миллионов рублей в год, то в 2014 – почти в два раза меньше, 165 миллионов. В этом году после ряда обращений в федеральный центр сумма возросла до 341 миллиона 248 тысяч рублей. В базе областного Минздрава числится чуть больше 43 тысяч инвалидов, нуждающихся в технических средствах реабилитации, и 53 тысяч заявок. Но в этом году ими обеспечат не всех: в плане значится более 31 тысячи льготников, для которых рассчитывают закупить от 80 до 90 процентов средств. И то при условии, что не будет резкого скачка цен, найдутся российские аналоги дорогостоящих импортных изделий, а также – если удастся сэкономить часть средств в условиях приобретения по конкурсу.
В пользу инвалидов изменился порядок получения компенсации при самостоятельной покупке средств реабилитации. Раньше учитывалась стоимость изделия на момент его приобретения, а теперь на тот момент, когда было подано заявление, – за прошедшее время изделие могло подорожать. В этом году на выплату компенсаций направлено 35 миллионов рублей, срок давности для ее получения составляет три года, поэтому сейчас можно подавать заявки на получение компенсации за технические средства, приобретенные в прошлом, 2013 и 2012 годах. Минимальный срок выдачи денег – 20 дней после оформления заявки, максимальный – 60 дней.
По словам чиновников, эти сроки никогда не нарушаются, но на брифинге оказалась мать ребенка-инвалида Ирина Коростылева, кото-
рая ждет выплаты с 7 ноября. У родителей детей-инвалидов к Минздраву накопилось много вопросов. Так, лидер общественной организации детей с ДЦП «Солнце для всех» Екатерина Маркова заявила, что многие собираются обратиться в прокуратуру, так как в 2014 году большому количеству детей так и не выдали средств реабилитации и абсорбирующего белья. «Мы действуем в пределах тех бюджетных ассигнований, которые доводятся до нас федеральным центром, и я хочу, чтобы вы это услышали», – ответила Сморода в образцовом чиновничьем стиле.
Кончился финансовый год, на который были выделены средства, и кончились деньги – и в следующем году то количество пеленок и подгузников, которое больные недополучили, уже не дадут. А таких инвалидов в регионе более 800 человек.
Узнав о введении новых правил, родители опасаются, что в итоге их дети могут и вовсе лишиться права на получение прогулочных колясок, ортопедической обуви и других изделий -некоторым уже отказали без объяснения причин. Между тем, то, как сейчас проходит их получение, имеет мало общего с человеческим отношением к больным детям. Как рассказала Юлия Старикова, обувь в Ульяновске шьют в течение трех месяцев, из-за чего демисезонные сапоги дети получают к зиме, а зимнюю обувь – едва ли не к маю, когда она уже не нужна. На просьбы сшить вместо теплой обуви легкую отвечают: «Не положено», – а полученные сапоги или туфли за сезон приходится перешивать по нескольку раз.
– Сейчас мы находимся в странной ситуации: хочется получать советы от врача, а на деле мы им объясняем какие-то вещи, – недоумевала Маркова. – Соцзащита каждый год требует предоставлять справку педиатра, но врачи понятия не имеют, как ее заполнять. Все измерения делаются на глаз, и мы получаем подгузники не тех размеров, нам приходится возвращать прогулочные коляски, так как получаем для маленького ребенка коляску с огромным сиденьем, а для крупного подростка – тесную.
Председатель регионального отделения Всероссийского общества слепых Анатолий Аляев выступил с предложением, чтобы Ульяновская область обратилась в Госдуму РФ с законодательными инициативами по расширению списка технических средств реабилитации, приобретаемых за счет средств областного бюджета, и по выведению покупки этих средств и лекарственных препаратов из-под воздействия 44-го Федерального закона, без прохождения конкурсных процедур. Это ускорит процесс их получения. Ведь многие лекарства и изделия инвалидам нужны не через полгода, а сию минуту. Он также попросил пересмотреть сроки годности технических изделий, поскольку они устаревают и изнашиваются быстрее, чем пациенты могут заказать новые.
Одним из самых болезненных вопросов остается проблема получения бесплатных лекарств. По словам министра здравоохранения Павла Дегтяря, в этом году на обеспечение федеральных и региональных льготников направлено более одного миллиарда рублей, кроме того, ожидается поступление части средств, дополнительно выделенных из федеральной казны: в целом стране обещают 16 миллиардов рублей. Пока, заявляют ульяновские фармацевты, необходимые средства для федеральных льготников в аптечных сетях есть. Дегтярь также сообщил, что ежегодно уменьшается количество людей, сохраняющих получение льготы в натуральном виде. Вместе с тем участились обращения инвалидов восстановить ее, но для этого нужно обращаться в Пенсионный фонд в соответствующие сроки – до 1 октября. Министр призывает ульяновцев вернуться к получению льгот в натуральном виде, хотя, как известно, даже в ситуации сокращения числа льготников область явно не справляется с обеспечением их лекарствами.
Анна МИХАЙЛОВА