Подражая Артуру Конан Дойлу, можно сказать: «Если вы дорожите жизнью, никогда не ходите в Винновскую рощу после захода солнца!». По легенде, популярной в народе в XIX веке, в Киндяковке можно встретить призрака. Об этом и других преданиях рассказывает новая выставка в музее «Народное образование Симбирской губернии» (улица Энгельса, 6).
История о юной родственнице помещиков Киндяковых, по необъяснимым причинам умершей перед собственной свадьбой, довольно известна. Этой и другим, связанным с Винновской рощей, легендам посвящали одну из выставок сотрудники Дома-музея Гончарова. Но с того момента прошло не меньше десяти лет, поэтому напомним предание читателям. По легенде, гуляя с женихом по усадьбе, девушка поразилась красотой места и попросила похоронить ее именно здесь, у беседки. Дело было до возведения Гончаровской беседки имеется в виду старинная постройка, которую ряд ульяновских краеведов считает масонским храмом.
Буквально через несколько дней девушка умерла, и ее желание было исполнено. Поговаривали, что девицу отравили слуги Киндяковых, подкупленные другим женихом, отвергнутым. Спустя какое-то время в доме Киндяковых во время пышного бала появилась неизвестная в белом, прятавшая лицо за густой вуалью. Попросив проводить ее к хозяину, она пожаловалась, что ее могила вскрыта, а драгоценности украдены. После этих слов девушка исчезла, а испуганный мужчина собрал людей и по указанным приметам дошел до беседки. Захоронение и впрямь было разорено.
Еще одна романтическая легенда описана краеведом Павлом Мартыновым в книге «Симбирск за 250 лет существования». Некая молодая вдова, соблазненная Иваном Кудрявым, не вынесла насмешек симбирян и бросилась в озеро, которое назвали ее именем – озеро Маришка.
Говорили, Иван долго горевал о возлюбленной и нередко играл на гуслях, сидя в лодке. Маришка выплывала к нему в образе русалки, слушала музыку и порой зазывала с собой. В конце концов парень исчез, и люди решили, что он утопился.
Наш современник краевед Иван Сивопляс полагает, что Мартынов приукрасил историю. По его мнению, озеро Маришка справедливо было бы назвать лужей, и утопиться в нем – весьма проблематично. Этого водоема в Ульяновске уже нет, но сохранился питавший его родник в конце улицы Федерации, который называется Маришкиным.
Сейчас нам кажется, что в прошлом люди были весьма просвещенными, но воспоминания, записанные тем же Мартыновым, свидетельствуют об обратном. Речь идет о скульптурном символе Ульяновска – памятнике Карамзину.
Чего только не говорили о нем симбиряне после его установки в 1845 году, называя чугунной бабой! Кто думал, что памятник посвящен симбирской разбойнице, кто полагал, что это скульптура богини, и даже крестился, проходя мимо, кто заявлял, что изображена жена Карамзина. А смысл аллегорических барельефов, по слухам, не был понятен ни крестьянам, ни мещанам, ни образованным людям.
В Ульяновской области находили много кладов, но ни один из них не сравнится с легендарным кладом Стеньки Разина, зарытым в окрестностях села Шатрашаны Симбирской губернии. По преданию «Как Стеньку черти мучили, а клад его никому не достался», записанному Дмитрием Садовниковым, автором текста песни «Из-за острова на стрежень», клад составляют «40 пудовок золота и многое множество сундуков с жемчугом». Найти его и снять с него все замки поможет таинственная спрыг-трава, но считается, что появится призрак Разина и не позволит унести свое богатство.
Другого разбойника – Емельяна Пугачева – в Симбирскесодержали под стражей в подвале дома, стоявшего на месте здания драмтеатра. Говорили, что поклонники мнимого государя пытались вызволить его из заточения и рыли подкоп, который так и не удалось найти.
В музее расскажут еще несколько легенд, связанных с разными уголками Ульяновской области.
Звучат здесь и мифы, возникшие и широко продвигаемые в XXI веке.
Например, о том, что реки, текущие в разные стороны, – причина того, что на ульяновской земле рождается много талантливых людей. Или о том, что при реставрации старинной церкви в селе Арское сам собой выпрямился крест на храме и проявились древние росписи.
Анна Школьная