В ульяновское законодательство вносятся изменения, которые разрешат оказывать соцуслуги не только государственным, но и частным организациям. Частники должны помочь решить проблему нехватки мест и повысить качество обслуживания в домах престарелых и специализированных соццентрах. Пока же, как показывают исследования, обитателям этих учреждений живется не так уж и сладко.

Частная соцзащита

С 1 января вступил в силу принятый в конце 2013 года Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Он, в частности, ввел термин «организации социального обслуживания» взамен «учреждения социального обслуживания». Таким образом, к оказанию соцуслуг были допущены негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации. В перспективе это означает появление частных домов престарелых, коммерческих служб по надомному соцобслуживанию людей и так далее. С экономической точки зрения перспектива вполне реальная, ведь за проживание в доме престарелых ульяновцы отдают немалые средства – 75 процентов пенсии.

По плану мероприятий по повышению качества услуг в сфере соцобслуживания частники должны были включиться в ульяновскую систему соцзащиты еще в 2014 году. Планировалось, что на их долю будет приходиться сначала 3,4 процента, а в 2015 году – 4,4 процента оказываемых в регионе соцуслуг. Но пока регион продолжает приводить собственное законодательство и условия работы соцучреждений в соответствие с новыми требованиями.

Как нам сообщили в региональном министерстве здравоохранения и соцразвития, сейчас в реестре поставщиков социальных услуг значатся лишь государственные организации.

А чтобы оказывать специализированные услуги, частники, согласно Закону, также должны попасть в этот список. Реестр негосударственных организаций, готовых оказывать соцуслуги, еще до конца не сформирован.

Планируется, что частники смогут не только обслуживать ульяновцев за их деньги, но и работать за бюджетные средства. Для этого в областную программу «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области на 2014-2018 годы» вносятся изменения, согласно которым некоммерческие организации смогут получить субсидии для организации обслуживания ульяновцев.

В дом престарелых очередь

Появление частных организаций в системе соцзащиты должно решить давние проблемы этой отрасли. Так, сейчас десятки пожилых ульяновцев ждут очереди, чтобы попасть в дома престарелых и специализированные психоневрологические учреждения. По информации министерства здравоохранения и соцразвития Ульяновской области, очередь в стационарные соцучреждения общего типа составляет 23 человека, в психоневрологические – 136 человек.

Судя по плану мероприятий по повышению качества услуг в сфере соцобслуживания, утвержденному облправительством весной 2014 года, очередь эта растет. Так, на 1 января 2014 года очередь в учреждения психоневрологического профиля составляла 115 человек. Кроме того, отмечалось в плане, во всех действующих стационарных учреждениях социального обслуживания стоит проблема проживания пенсионеров и инвалидов в стесненных условиях в нарушение санитарных норм. На 1 января 2014 года число ульяновцев в учреждениях социального обслуживания общего типа превышало нормативно допустимую на 284 человека, в учреждениях психоневрологического профиля – на 230 человек.

Очередность и стесненность условий проживания – не все проблемы, с которыми приходится сталкиваться пожилым жителям области, обращающимся в соцучреждения со стационарным проживанием. Работа этих организаций зачастую носит не самый открытый характер, и об условиях жизни в них узнать не так просто. Чтобы эту ситуацию изменить, Федеральный закон требует организовать независимую оценку работы соцучреждений. В Ульяновской области по собственной иницитиаве такую оценку впервые попытались провести в 2013 году.

Тогда центр «Перспектива» организовал социсследование в пяти домах престарелых.

Опрошены были пенсионеры, живущие в геронтологическом центре в Ульяновске, домах-интернатах для инвалидов и престарелых в Димитровграде, Бригадировке Мелекесского района, Репьевке Колхозной Майнского района, Акшуате Барышского района. Итоги исследования можно назвать неоднозначными.

Пьют и бьют

С одной стороны, практически по всем параметрам обитатели домов престарелых оценили свое обслуживание значительно выше среднего. Оценки учреждений по разным показателям разошлись, поэтому лидера среди них выделить сложно. Хотя вот аутсайдер очевиден – дом-интернат в Репьевке Колхозной.

Да и, как показало исследование, в целом проблем в сельских учреждениях больше.

С другой стороны, ниже всего пенсионеры оценили социально-психологический климат в домах престарелых. Средний уровень этого показателя составил лишь 3,6 балла из пяти. На первые места живущие там ульяновцы поставили алкоголизм в стенах соцучреждений, грубость и брань между их жильцами.

Более того, вопрос социологов о том, что именно не дает попавшим в дома престарелых пенсионерам жить спокойно, часто не получал ответов вообще. Называть конкретные проблемы отказалось около половины опрошенных, а в доме-интернате в Бригадировке – сразу 82 процента. «Что само по себе свидетельствует о неблагополучии микроклимата, состоянии тревожности и страха перед руководством госучреждения», – говорится в отчете о результатах исследования.

Решившиеся назвать проблемы, с которыми они столкнулись в домах престарелых, пенсионеры говорили о плохих бытовых, в том числе санитарно-гигиенических условиях, о низком качестве питания, нехватке или отсутствии лекарств, неспособности руководства учреждений обеспечить дисциплину и, что связано с этим, о пьянстве, грубости, хамстве, воровстве и даже насилии. Вот, к примеру, ответы пенсионеров из интерната в Майнском районе: «Во время получения пенсии жить невозможно, прошу остановить бушующих; просьба расселить жителей пьющих и не пьющих, спокойных и буйных, буйные соседи отнимают пенсию и заставляют пить с ними». Кроме того, немало жалоб было высказано на размещение обитателей для совместного проживания без учета совместимости людей, на несоблюдение прав, например, невыдачу пенсии старикам на руки, волокиту, равнодушие и бездействие. В итоге, сделали вывод авторы исследования, полученные ими данные свидетельствуют о весьма напряженном «проблемном поле жизни» обитателей учреждений геронтологического типа.

Смогли ли ответственные за организацию работы соучреждений чиновники за прошлый год исправить выявленную ситуацию, станет известно в ближайшее время. Итоги оценки качества работы ульяновских учреждений соцобслуживания в 2014 году должны быть подведены в министерстве здравоохранения и социального развития региона до конца февраля.

Лидия Пехтерева