РАБОТЫ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТА И ФОТОХУДОЖНИКА ЛЕОНИДА ЛАЗАРЕВА СТАЛИ ПРИЗНАННЫМИ ВО ВСЕМ МИРЕ ШЕДЕВРАМИ. В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ НОВОЙ КНИГИ “ЖИВУ ДВАЖДЫ”, ИЗДАННОЙ УлГУ, АВТОР ВНОВЬ ПРИЕХАЛ В УЛЬЯНОВСК. ПО СЛОВАМ ЛАЗАРЕВА, ЕГО СУДЬБА СВЯЗАНА С НАШИМ ГОРОДОМ ПРОСТО МИСТИЧЕСКИ.
– Леонид Николаевич, как вы решили стать фотографом?
– В молодые годы я попал в аварию, стал терять здоровье. Это дало возможность углубляться в то, что открывалось передо мной. В это время моему соседу по парте подарили фотоаппарат. Какая-то пружинка во мне завелась, и этот заряд не кончается по сей день. У меня тоже появился фотоаппарат. Я системно занимался фотографией, других занятий и интереса у меня в жизни не было. Это привело к тому, что приобрел некоторые профессиональные навыки, еще будучи самоучкой.
В 1957 году начался Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Был объявлен международный конкурс на лучшую фотографию о фестивале. Я получаю вторую премию, мне предлагают работать в журнале “Советская женщина”. А дальше началась профессиональная работа, гонка без дня отдыха всю жизнь.
– В какой момент вы поняли, что вы – профессионал?
– Это случилось в один день. В Доме журналиста открылся лекторий по фоторепортажу, который вели преподаватели ВГИКа. Главный преподаватель – Лидия Павловна Дыко, автор книг по фотокомпозиции, в прошлом кинооператор. В 1958 году я приезжаю в Ульяновск к родителям, артистам цирка, где они были на гастролях. Передо мной стояла задача сделать зачетные работы по фоторепортажу. В Ульяновске я очень активно снимал, будучи уже человеком с куражом (а без куража – абсолютно никуда!) И вот я возвращаюсь. Как сейчас помню: Москва, актовый зал Дома журналиста. Лидия Павловна разбирает работы. Берет очередную, смотрит на нее. Затем поворачивает: “Лёня, как вам это удалось?!” Это была работа “Как снег на голову”, снятая в Большом Нагаткино.
– Приходилось ли вам снимать героев или сюжеты, которые глубоко задели вас лично?
_В 1967 году, работая в “Кругозоре”, я узнаю, что в подмосковном городке Лобня живет женщина, которая личным подвигом остановила атаку фашистских танков. Мы целой бригадой едем и находим ее, Евдокию Ивашенкову… Почти нищая, с перекошенным лицом. Знакомимся около памятника событиям 1941 года, который Евдокия строит вместе с земляками.
…Тогда зенитная батарея накануне боя была снята с охраны Кремля и поставлена на передовой край. Во время немецкой танковой атаки погибли все, кроме артиллериста Шадунца. Он стал звать на помощь: подносить снаряды некому! Она, молодая женщина, сидит в подвале собственного дома с тремя маленькими сыновьями. И вдруг слышит голос сержанта: “Снаряды, снаряды!” Выскакивает под пули, хватает снаряд, подносит ему. Он вставляет, бьет, подбивает машину…
И немцы встали. А вечером того же дня эта женщина получает удар в висок, и у нее паралич половины тела.
Да, она принимала участие в бою. Но она же некрасивая, в президиум ее не позовешь. Именем этого сержанта названа улица, он – Почетный гражданин. Он говорит, она тоже была рядом… Но ее миновали все награды.
За фотографию, на которой эта женщина строит памятник сама себе, будучи необласканной, я получил лауреатство в журнале. Спустя годы я поднял этот снимок, и во мне все всколыхнулось. Все мои книги теперь будут насыщены работами о ней.
– Вы снимали очень многих известных, даже легендарных людей. Как строилась работа с ними?
Мне надо за очень короткий промежуток времени человека понять, принять решение, как его спровоцировать на такой поступок, чтобы он проявился. Например, Татьяна Тарасова (Заслуженный тренер СССР). Она дошла до такого состояния, что вопрошала: “Ну что, что, что мне еще для вас сделать?! Ну вот хоть так!” И вот он, тот самый кадр.
– Как родилась всемирно известная фотография Гагарина?
– Тогда во Внуково скопилось множество журналистов, толпа людей. Думаю: надо найти место поближе к Гагарину. Прикидываю: вот он из самолета выходит, здесь будет идти… Наверное, толпа прорвет кордон и поднимет нашего героя, а я дол-жен быть рядом. И я выбираю место в начале этой дорожки. Приземляется самолет. Раздаются крики восторга, дикий шум человеческих сердец! Гагарин по-солдатски четко, спокойно спустился по трапу. Вдруг слева меня ударили, сзади кто-то прыгнул, но я все равно должен поймать момент! Мозг работал, как машина. Я успел снять три кадра. Самое главное, когда Гагарин идет по дорожке. Я снял почти святого: он ногой не ступает по земле. Касается земли носочком одной ноги и кусочком каблучка другой. Мне говорят: “Леня, этот кадр – лучшее, что есть от Гагарина”. Как мне это удалось? Не знаю.
– В свет вышла ваша книга “Живу дважды”. О чем она?
– Это книга рассказов. Их тут 30, и один из них про Ульяновск, он называется “Мост на ту сторону”. Я умышленно расширил диапазон: рассказы об одном, а фотографии о другом.
– Как вы относитесь к фотолюбителям и что бы им посоветовали?
– Я думаю, что каждый культурный человек должен владеть фотоаппаратом. Другое дело, что из этого получится. Если человек увидит в своих первых попытках значимость, есть шанс, что он перерастет из владельца фотоаппарата в фотолюбителя – человека, который любит это дело. А высший полет – это когда человек становится фанатичным, ни о чем другом думать не может. Мне когда-то мой творческий наставник сказал: “Я тебя прошу, не снимай ради денег. Тебе надо стремиться к успеху. Будет успех – придут и деньги, и немалые”. Я прожил жизнь с этой мыслью и со счастьем в кармане.
Анастасия ИЛЬИНА