Что сейчас происходит вокруг жилья, то есть вокруг частной жизни людей, можно назвать только одним словом: шизофрения. Точнее – массовая шизофрения.
Специально я эту шарманку не отслеживаю, но периодически натыкаюсь на ее эпизоды на разных местных телеканалах. Это, наверное, даже не пчелиный, а осиный рой, крутящийся вокруг денег, которыми мы оплачиваем проживание в домах. И сколько ведь ведомств и лиц задействовано: областные министерства экономического развития и жилищно-коммунального комплекса, департамент цен и тарифов, заместитель главы горадминистрации по ЖКХ, комитет ЖКХ той же горадминистрации, комитет ЖКХ Законодательного Собрания и такой же при Городской Думе… И все чего-то хлопочут, принимают, решают, придумывают, предлагают, настаивают, стращают, требуют и взыскивают.
Заседают какие-то общественные советы, клубы старших домов и курсы, где старших чему-то обучают и натаскивают. В школах насаждают школы (извините за тавтологию) так называемого грамотного потребителя, в кото-рых старшеклассников тренируют «правильно общаться с управляющими компаниями». Видел, как паренек рассказывает на камеру, что вот он, дескать, раньше этого не знал, а теперь ему объяснили нормы законов и он в отношениях с УК сможет отстоять свои права.
Знал бы этот паренек, что его просто морочат, как и всех нас, что все перевернуто с ног на голову, а мозги людей выворачивают наизнанку. Ни ему, этому пареньку, ни жильцам вообще нет никакой нужды учиться «правильно общаться с управляющими компаниями», поскольку жильцы в своих домах не бизнесом занимаются, а живут. Едят, пьют, телевизор смотрят, книжки читают, играют на компьютере, спят, ругаются, мирятся, в туалет ходят (честное слово, сам видел), по телефону говорят, моют, моются и стирают. И не их надо обучать правильному общению с УК, а УК безо всякой учебы должны уметь общаться с теми и такими жильцами, какие есть. Даже если мы в туалет ходим не по их инструкциям и воду сливаем, дергая за рычажок не правой рукой, как они, возможно, хотели бы, а левой, как нам нравится, не их это собачье дело. Это наша личная, частная жизнь. Если же УК не знают, как с нами общаться, их немедленно нужно от жилых домов убирать.
И не надо учить нас экономить на «коммуналке» – в XXI веке живем, и мы не папуасы, умеем считать деньги и расходы. Просто жульничать не надо, а в остальном мы уж как-нибудь сами разберемся. Ошибкой, впрочем, не ошибкой, а злонамеренным действием было объявление ЖКХ, быта людей, чьим-то бизнесом. Хотите в бизнес – изобретайте, производите, продавайте, экспортируйте, но не сидите пиявками на стариках и их пенсиях и на тех, кто моложе и у кого зачастую вообще никакого заработка нет. ЖКХ не должно отнимать ни моральных, ни физических, ни интеллектуальных сил людей, которые нужны, в частности, на работе, в сфере, в которой, как сетуют наши власти, у нас непростительно низкая производительность труда. Но откуда ей взяться, если кровь регулярно высасывают пиявки?
И никакие школы юных пионеров в сфере ЖКХ не нужны. Даже при больших изъянах, которыми страдает российское законодательство, все необходимое для того, чтобы ЖКХ не было проблемой, а было просто бытом, есть.
Есть не вполне совершенный Жилищный кодекс, есть хороший Закон «О защите прав потребителей» и есть государственные органы, которым поручены надзор за исполнением этих правовых актов и защита прав граждан. Жильцам должно быть достаточно обращений в эти органы – хоть с заявлением о необоснованных счетах, хоть о хамстве управляющей организации. И ЖКХ следует вообще-то вывести из числа объектов для наживы. Вернуть ему, к примеру, тот статус, который оно имело в советское время. И тогда осиный рой рассыпется сам собой, а осы займутся действительно необходимым обществу и стране делом.
Сергей Поленов