Жительница Ульяновска, обвиненная охранниками супермаркета в воровстве, через суд смогла добиться выплаты крупной компенсации.

Инцидент в торговом центре «Лента», что на проспекте Олимпийском, произошел в начале августа прошлого года.

33-летняя Наталья вместе с малолетним сыном находилась в отделе косметики. Когда она взяла с полки тушь, начальнику охраны, следившему за происходящим с помощью камер видеонаблюдения, показалось, что женщина положила краску для ресниц в свой карман. Он тут же дал команду задержать «воровку». В то время как она расплатилась на кассе за покупки и направилась к выходу, ее остановил секьюрити и попросил проследовать в комнату досмотра.

Там одна из охранниц, несмотря на протест Натальи и плач перепуганного ребенка, стала сверять с чеком находившиеся в тележке товары и потребовала от покупательницы показать содержимое сумочки. Свои действия сотрудница охранного предприятия объяснила возникшим подозрением в воровстве.

Будучи юристом, Наталья не растерялась. Ее возмутили незаконные действия охранников, она вызвала по мобильному телефону полицию и позвала мужа, который ждал ее в машине у магазина вместе со вторым маленьким ребенком. Продержав Наталью с ребенком в душном помещении около десяти минут и так и не найдя у нее туши, охранники отпустили ее извинившись.

Пострадавшая в итоге решила добиваться справедливости в суде, подала иск с требованием возместить моральный вред к ООО «Охранное предприятие Кордон-С».

Районный суд истице отказал, но Наталья решила идти до конца и направила апелляционную жалобу в областной суд, который и удовлетворил жалобу. В ходе разбирательства запись камер видеонаблюдения просмотрели еще раз и при покадровом просмотре увидели, что покупательница положила тушь на место. За безграмотные действия своих сотрудников охранная фирма должна выплатить Наталье крупную денежную компенсацию.

Обыски в супермаркетах и торговых центрах в последнее время превратились в обыденное явление.

Нашумевшая история в Кронштадте, когда в результате досмотра охранниками супермаркета «Магнит» умерла пожилая женщина, – еще одно тому подтверждение.

Юристы и правозащитники не устают повторять: согласно действующему законодательству, охрана в супермаркетах не имеет полномочий проводить личный досмотр покупателя. Это исключительная компетенция сотрудников полиции, которых и должны вызывать сотрудники магазинов в случаях подозрений на кражу. Однако чаще всего секьюрити пытаются разобраться самостоятельно, пользуясь, в том числе, правовой безграмотностью людей или простым нежеланием отстаивать свои права. Логика такая: легче вывернуть карманы, чем доказывать свою правоту и тем более обращаться в суд.

Нет никаких оснований у охранников и требовать от посетителей оставлять свои вещи в камерах хранения. Обычно руководство магазина в таких случаях ссылается на некие «внутренние правила», добавляя при этом, что не несет ответственности за оставленные в камере хранения вещи. Получается любопытная картина: зайти в супермаркет с сумкой невозможно, но оставлять в камере хранения ее тоже нельзя. По словам юристов, «внутренние правила» магазина, на которые любят ссылаться представители торговых сетей, никакой юридической силы не имеют. В них администрация супермаркета может написать что угодно, потребовав от посетителей, к примеру, разуваться у входа или снимать верхнюю одежду. Ни в одном законодательном акте не прописано, что покупатель при входе в учреждение торговли обязан сдавать принадлежащие ему вещи.

Но даже если вы оставили свои вещи в такой камере хранения, а их оттуда украли, смело требуйте возмещения ущерба с администрации магазина. Судебная практика говорит: за все, что происходит в стенах торговой организации, ответственность несет ее руководство.

Дмитрий Минаев