Ульяновск, потратив почти 11 миллионов рублей на разработку стратегии развития города до 2030 года, получил первую часть документа, названную диагностикой: исследование всех сфер жизни города, выявление проблемных мест. Собственно, стратегия развития будет лечением по итогам проведенной диагностики. Только вряд ли из нее можно узнать много нового. Тем более что данные, которые используются компанией Strategy Partners Group, зачастую устаревшие – за 2012-й, а то и за 2010 год.
Средний уровень – уже успех
Компания-разработчик стратегии рассматривает Ульяновск по шести блокам вопросов: конкурентоспособность и структура экономики, транспорт, логистика и «коммуналка», жилищная и социальная инфраструктура, бизнес и туризм, эффективность госуслуг и человеческий капитал. В каждом из этих блоков выделяли плюсы и минусы. Интересно, что в достоинствах очень часто появлялись слова «средний», «относительно высокий». То есть быть в серединке – это уже успех.
Так, например, среди сильных сторон конкурентоспособности и структуры экономики аналитики назвали среднее качество НИИ, средний уровень развития бизнеса. В минусах – что в промышленности и так низка доля занятых, да она к тому же и постоянно сокращается, объем внешней торговли тоже низок. Как выяснили аналитики, самая высокая зарплата в Ульяновске – у занятых на госслужбе и в финансовой деятельности. А самая низкая – в дошколке и в начальных классах среднего образования, в гостиницах, общепите и здравоохранении. При этом темпы роста зарплаты находятся на уровне других городов, а сама оплата труда по сравнению с ними низка.
В блоке, посвященном туризму и бизнесу, компания-составитель стратегии сообщает: уровень оснащенности Ульяновска гостиницами достаточен и больше, чем в соседних городах. Интересно, что власти придерживаются иного мнения и постоянно утверждают, что отелей в городе все еще мало. При этом и доступных офисных площадей в городе мало, как и выставочных. Кроме того, руководители предприятий не очень высоко оценивают условия, которые создаются администрацией для ведения бизнеса.
Демографическую ситуацию в. Ульяновске назвали хорошей, но опять с этим словом – «относительно». В плюсах к блоку «человеческий капитал и образование» отметили «среднее качество экологии» и «нормальную» обеспеченность школьными учителями. Снова через все исследование проходит эта оценка -«нормально». На «троечку» – и то хорошо. При этом нельзя сказать, что аналитики боятся ставить плохие оценки – скорее, хорошие не за что. Потому что в минусах, например, уже другие оценки: «высокий уровень социально значимых заболеваний», «быстрый рост выбросов вредных веществ в атмосферу», “низкая доля молодого населения”.
Со здравоохранением вообще дело плохо. Так, исследователи сооощают, что в Ульяновске в сравнении со среднероссийскими показателями значительно хуже ситуация по заболеваниям мочеполовой, нервной, эндокринной систем, заболеваниям костей, уха, глаз, мышц, тканей, органов пищеварения, дыхания и кровообращения. Растет смертность и травмируемость от внешних причин и врожденных аномалий. Уровень заболеваемости СПИДом – выше среднего, туберкулезом – выше среднего, наркоманией – намного выше среднего, а алкоголизмом – беспрецедентно высокий по сравнению с двумя десятками других городов, среди которых в основном соседи по Поволжью…
Совсем беда, согласно данным «диагностики» Ульяновска, с транспортной, логистической и коммунальной инфраструктурами. Трамвайных маршрутов в городе больше, чем во многих городах, но используют их при этом мало.
Автобусов почти нет. Троллейбусов мало. Маршрутов общественного транспорта – недостаточно. Пассажиропотока достойного нет. Износ всех коммунальных сетей если и находится на среднем уровне, то очень быстро меняется в худшую сторону – работают над этим мало. Беда в том, что все эти проблемы были известны и без «стратегии», только не решают их уже много лет.
Не лучше – с жилищной инфраструктурой, где большие проблемы с переселением из ветхого жилья. Количество развалин увеличивается, а вот переселяют кого-то крайне редко.
Кроме того, аналитики считают, что в Ульяновске слишком высок уровень загрузки детсадов, а вот спортплощадок и больничных коек – маловато.
Единственная сфера, в которой составители стратегии не нашли никаких минусов, называется «эффективность госуслуг». Видно, в этом вопросе вообще ничего менять не надо…
Ульяновскстат знает, а аналитики – нет
Оперируют аналитики почему-то далеко не всегда свежими данными. Качество бизнес-услуг оценивают по данным за 2012 год, как и инновационную структуру. Сальдо торгового баланса называют положительным и сообщают, что оно скоро станет отрицательным. А данные опять за 2012 год. Неужели нет более свежей информации? Например, про сальдо внешней торговли области Ульяновскстат знает больше: в январе-ноябре 2014 года оно было отрицательным и составило минус 20 миллионов долларов.
Сравнивается стоимость аренды офисного помещения: в Ульяновске она дороже, чем в Рязани, Нижнем Новгороде, Ярославле, и вообще очень дорогая. Но данные взяты из доклада о конкурентоспособности регионов за 2012 год. С тех пор цены столько раз менялись, что этот источник уже не актуален. Количество гостиниц, справедливости ради, оценивается уже по данным 2014 года. Значит, их действительно в избытке – даже без «Хилтона».
В новейшей «диагностике», по сути, рассматривается состояние Ульяновска, каким оно было два-три года назад. Это в лучшем случае. Например, все, что касается пассажиропотока, оценивается вообще по’2010 году! Мы-то знаем, что с тех пор в Ульяновске мало что изменилось: автобусов больше не стало, маршрутов тоже, а трамваями по-прежнему не очень охотно пользуются, но почему данные-то о пассажиропотоке за 2010 год? Ульяновскстат, например, сообщая информацию по перевезенным в области пассажирам, оперирует данными за январь 2015 года. Темп роста пассажиропотока, к слову, не впечатляет – люди стали пользоваться общественным транспортом меньше, чем в прошлом году, в том числе автомобильным.
Вот и возникает вопрос: а имеет ли смысл вообще пользоваться данными «диагностики», которая разработана для Ульяновска образца двухлетней давности? Это все равно, что лечить перелом по рентгеновскому снимку, сделанному два месяца назад.
“Город больше мешает, чем помогает”
Тем не менее в документе подняты действительно интересные, «вечные» для города темы. Они – в интервью с руководителями 25 крупнейших предприятий города. Отвечали руководители УАЗа, «Волги-Днепра», «Элеганта» и т.д.
Почти все заявили: остро ощущается нехватка кадров. Один руководитель, например, заявил: «Инженерный персонал в целом в России тает, скоро ремонтировать оборудование будет некому». А те кадры, что есть, приходят на предприятия неготовыми.
По-прежнему высоки издержки ведения бизнеса, считают руководители. Основные затраты предприятий – на электроэнергию и имущество – сохраняются. Жаловались на высокие налоги на аренду и имущество.
Еще одна общая проблема предприятий – это административные барьеры, которые чинят бизнесменам. Руководители крупнейших компаний заявили в интервью, что администрация работает недостаточно открыто, а регуляторная среда сложна, так что необходимые разрешения получить невозможно. Аналитики цитируют нескольких руководителей: «реальный диалог бизнеса и города не выстроен», «город больше мешает работать, чем помогает».
Выделены три общие проблемы города. Это, во-первых, низкий уровень медицины и нехватка мест в детских садах. Руководители предприятий отметили, что многие жители подолгу находятся в очереди на операции или вовсе вынуждены обходиться без них.
Во-вторых, существует проблема инфраструктурная. Фонды муниципальных предприятий износились, удобные парковки отсутствуют как класс, есть в авиационной столице и серьезные проблемы с воздушным сообщением. Снова цитируют руководителя: «Ульяновск находится не на трафиковом месте, а в тупичке».
Третья общая проблема, которую выделили аналитики, – плохое состояние общественных мест. Руководители предприятий отметили, что совершенно не хочется идти на пляж, на набережную и в парки, которые находятся в заброшенном состоянии.
Сергей ГУРЬЯНОВ