Региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов в Ульяновске уже приносит первые плоды, но пока лишь тем жителям, которые ее поддержали еще до наступления обязательного платежа и начали копить на капремонт заранее.
Полным ходом идут работы на доме №25 по ул. Железнодорожной – перекладка скатной кровли и утепление чердака. Уже заменены полностью канализация и система холодного водоснабжения, подготовлена документация – летом отремонтируют отопление.
– Сейчас от собственника, от сплоченности жителей зависит все, что происходит в доме, – утверждает председатель совета дома Алла ТИХОНОВА.
– Ведь, по Жилищному кодексу, чтобы принять какое-то решение о проведении капремонта, необходимо набрать 67 процентов голосов. Представьте себе, что это такое! На примере нашего дома
– это 5200 квадратных метров, включая первый этаж с нежилыми помещениями, 170 собственников. Вот у меня в квартире – 55 квадратов, то есть я занимаю и голосую всего лишь чуть более чем одним процентом.
По словам Аллы Владимировны, основная задача старшего по дому – общение. Важно донести до каждого собственника всю необходимую информацию, тогда и принимать решение на общем собрании будет проще.
– Нашему дому 52 года, здесь живет уже третье поколение моей семьи, тут мои прабабушка и прадедушка жили, и я никуда уезжать отсюда не собираюсь, – говорит Алла ТИХОНОВА. – Заниматься проблемами дома начала в свободное время, а теперь и полностью посвятить себя этому меня вынудило то, что я поняла: никто, кроме нас, жильцов, это делать просто не будет. И три года назад, когда я стала старшей по дому, единственный вопрос, который меня волновал, был капремонт. Вместе с советом дома мы проанализировали, какие возможности имеются. Посмотрели на соседний дом, который пошел по пути судебного разбирательства. Действительно, суд они выиграли легко, но так и ждут до сих пор вот уже пять лет, когда им придут и хоть что-то отремонтируют. Мы прикинули: в очереди на исполнение решений суда о капремонте уже тогда было немало, а сейчас и того больше – несколько сотен домов. Так чего ждать, зачем вставать в эту длиннющую очередь?! Поэтому мы выбрали другой путь – копить самим.
В начале 2012 года у собственников дома №25 по ул. Железнодорожной состоялось заочное собрание, и в марте того же года они начали делать взносы в фонд капремонта. Отметим, что это было еще до того, как взносы стали обязательными. То есть это было осознанное и самостоятельное решение людей, которые хотят сохранить свое жилье в надлежащем состоянии.
Конечно, провести собрание и начать собирать деньги, на фоне пассивности нашего большинства, уже выглядит как подвиг, однако и это далеко не все, что требуется от собственников.
– Я сама ходила и считала, сколько у нас водосточных труб, балконов, какие у нас окна, какова их площадь… В общем, я полностью обследовала дом сверху донизу, заполнила паспорт и уже готовый принесла и отдала в нашу управляющую компанию Железнодорожного района. С математикой я дружу, а там ничего сложного – площади находить и объемы, – рассказывает Алла ТИХОНОВА.
Собственниками была проделана титаническая подготовительная работа, прежде чем на ул. Железнодорожной, 25 начался капитальный ремонт.
– У нас самый светлый двор в округе, это благодаря тому, что над подъездами у нас установлены светильники со светочувствительными датчиками, которые включаются тогда, когда темнеет на улице. Посмотрите, тут лежат стройматериалы, и за время работ ничего не пропало, – председатель совета обводит рукой двор, где лежат доски, металлические листы и рулоны утеплителя. – Когда в соседних дворах темень, у нас все освещено и ведется постоянное видеонаблюдение. Мы не поскупились и вовремя установили четыре видеокамеры и три осветительных прибора. Зато теперь и на лавочках пить перестали, не хулиганят, за прошедшее лето ни одного цветочка с клумбы не сорвали. А вот этот стройматериал здесь лежит не только для нашего дома. Подрядчики еще где-то работы ведут, но материалы у нас складывают, потому что здесь их не тронут. А в других дворах, где нет освещения и наблюдения, по словам строителей, только отвернешься – уже все растащили!
На въезде во двор размещена табличка с указанием границ придомовой территории и кадастрового номера. Сейчас, когда вопрос капремонта уже решается, старшая по дому обратила свое внимание на двор, хочет добиться того, чтобы он принадлежал только жителям, чтобы взрослые свободно могли здесь ставить свои машины, а дети – играть на приличной детской площадке. Непрошенных гостей на табличке предупреждают о том, что ЗАПРЕЩАЕТСЯ оставлять автотранспорт на частной территории, так как по Административному кодексу РФ это является нарушением прав частной собственности по статье 7.1 и влечет наложение штрафа для граждан от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей, для юрлиц – от 10000 до 20000 рублей.
Закон, защищающий частную собственность, есть, осталось убедить самих хранителей закона в необходимости его поддержания. Ведь пока двор многоквартирного дома, увы, воспринимается у нас как общественная (считай – ничья) территория, на которой дозволено делать все, что вздумается и кому вздумается. Но чем больше у нас в городе будет таких вот грамотных председателей советов домов, тем скорее мы научимся уважать частную собственность.
Несмотря на такую завидную активность собственников, заводить специальный счет они не стали.
– Мы посчитали, что нам это невыгодно, – поясняет Алла ТИХОНОВА. – Преимущества регионального оператора в том, что он взял на себя все сложные технические и финансовые моменты капитального ремонта. Например, денежными вопросами я как председатель совета дома вообще не занимаюсь. За нас проверяют: сотрудники и «Стройконтроля» ходят, и Комитета ЖКХ, и УК, и специалисты регионального оператора постоянно ведут наблюдение за работами. Конечно, у каждого дома своя история, и нельзя всех под одну гребенку, но для нас формирование фонда капремонта у регионального оператора – это был единственный вариант. Суда ждать – долго, спецсчет – тоже надо сначала накопить необходимую сумму, а уж потом делать, отвечать за подрядчиков, их находить, контролировать, с ними рассчитываться – это очень большая ответственность. Такие виды работ, я считаю, должны контролировать профессионалы и государство в том числе. Самый главный плюс в том, что сейчас регоператор дает нам в долг, а расплачиваться будем потом.
Добавим, кстати, что собственники дома собирают не минимальный установленный взнос -5,20 рубля с квадратного метра, а по 8 рублей. И это было добровольное решение жильцов, никто не заставлял их платить в полтора раза больше.
– Это дает нам только преимущества, – считает председатель совета дома. – Во-первых, какие-то деньги, более миллиона рублей, мы уже накопили. Во-вторых, вот на ту сумму, которая превышает обязательный взнос, мы можем сделать дополнительные работы на доме, которые не входят в перечень, утвержденный законом.
Для многих ульяновцев это прозвучит даже дико: как так – люди добровольно решили платить больше, а с нас и так дерут и за содержание, и за текущий ремонт. Но решили они так потому, что разобрались, понимают разницу между текущим и капитальным ремонтами.
– За содержание и текущий ремонт мы тоже платим, но только совет дома контролирует расходование этих денег, – комментирует Алла ТИХОНОВА. – Недавний пример: накопили мы деньги по строке «текущий ремонт», я сама нашла подрядчика, привела его в дом, он сделал замеры, составил смету, согласовал с нами, с советом дома. Затем я отвела его в УК, где с ним оформили договор, по которому он нам поставил хорошую, за 20 тысяч рублей металлическую дверь в подъезде. Я подписала акт выполненных работ, и ему все оплатили.
Вот это грамотный подход. В большинстве случаев, к сожалению, происходит иначе. Собственники деньги заплатили и считают, что на этом их участие в управлении домом закончилось: есть УК, вот пусть и занимается. А как управлять собственностью без собственника? Да никак!
Алексей Николаев