Участившиеся поджоги автомобилей, стоящих под открытым небом, продолжают держать ульяновцев в напряжении. На фоне почти не изменившегося за 2014 год, по данным полиции, уровня преступности в регионе рост поджогов автотранспорта за тот же период на 21,7 процента вызывает тревогу.

Машины продолжают регулярно гореть и сейчас. Раскрываемость таких преступлений в прошлом году была крайне низка – меньше семи процентов. Начальник УМВД по Ульяновской области Юрий Варченко считает, что борьбе с поджигателями мешают халатность автовладельцев и ночная темнота.

В 2014 году, согласно полицейской статистике, в Ульяновской области зарегистрировано 73 факта поджога личного автотранспорта граждан – на 13 случаев больше предыдущего периода. Наибольшее количество – 40 поджогов – совершено на территории Ульяновска. Почти третья часть из них – в Заволжском районе областного центра. Из 73 преступлений раскрыть удалось только пять. Тут даже социального портрета злоумышленника не составишь, не выяснишь основных мотивов, движущих поджигателями. Понятно, что борьба с поразившим город уродливым явлением, профилактические меры забота не только органов полиции. Но раскрытие преступлений лежит именно на ней – никуда не деться. Поэтому все ждали, что скажет по поводу проблемы генерал-майор Варченко, который должен был уделить ей особое внимание в своем ежегодном отчете перед Законодательным Собранием.

Увы, начальник УМВД не добавил оптимизма своим видением борьбы с автоподжогами. Он отметил, что к причинам и сопутствующим обстоятельствам совершения данных преступлений можно отнести халатное отношение граждан к сохранности личного автотранспорта (машины оставляются без присмотра во дворах, а не на охраняемых стоянках), отключение уличного освещения с 24.00 до 04.30 (64,6 процента преступлений, по которым установлено время, совершено ночью, каждое пятое – вечером) и отсутствие систем видеонаблюдения на внутридворовых территориях. Все эти причины генерал призвал устранять, тогда, мол, ситуация и улучшится.

Ночь, действительно, осложняет работу стражам правопорядка. Не случайно многие темные дела проворачиваются под покровом ночи. Места скопления машин можно, наверное, в ночное время дополнительно осветить, только сразу возникает вопрос – за чей счет? И потом: само по себе освещение ничего не даст – нужно, чтобы преступников кто-то все-таки под этим электричеством обнаружил. Здесь всплывает тема видеокамер, за повсеместную установку которых ратует главный полицейский области. Сегодня, по данным городской администрации, их на весь Ульяновск 314 штук. Сплошное покрытие города камерами – удовольствие дорогое: на эти средства можно, наверное, не один экипаж ППС создать. Но велик ли эффект от повального видеонаблюдения? Для успешного процесса нужны камеры с высокой четкостью, чтобы выдавать качественную картинку, а не смазанные силуэты злоумышленников. Тем более, хорошее изображение требуется получить ночью, когда, по словам Варченко, и совершается больше половины поджогов автомобилей. Значит, цена вопроса возрастает – без гарантии достичь цели. Центр Москвы, например, утыкан видеокамерами, наверное, хорошими, но ни одна из них не помогла вычислить машину, в которую ночью запрыгнул убийца Бориса Немцова.

Теперь по поводу автолюбителей, оставляющих свои машины на ночь без присмотра. С присмотром, конечно, лучше.

Однако у всех ли имеются гаражи или нормальные платные стоянки рядом с домом? Полулегальные так называемые «парковки» не в счет. Ульяновцы и без того подозревают, что зачастую именно организаторы подобных «парковок» поджогами «рекламируют» владельцам машин свои услуги по обеспечению безопасности автомобиля. К тому же, если изначально отвергать возможность для человека оставить свою машину на ночь около дома, потому что ее могут сжечь или изуродовать, то с такой логикой можно зайти далеко в сфере общественной безопасности. Потом окажется, что и днем оставлять нельзя, и на пять минут от автомобиля отойти невозможно – в магазин, например. И ведь на самом деле – случается, за пять минут угоняют. Но зачем же тогда существует борьба с преступностью, уровень которой, по данным полиции, в нашем регионе удерживается ниже среднероссийского?

Росту поджогов автомобилей в Ульяновской области в первую очередь способствует безнаказанность за эти преступления. Безнаказанность и мелкой сошки исполнителей, и тех, кто за ними стоит.

Вот где широкое поле деятельности для полиции. А мы пока имеем семь процентов раскрываемости и рекомендации о массовых видеокамерах.

Владимир Самарин