В Димитровграде живет удивительный мастер – Ольга Юдинских, которая создает картины в живописном рельефе − уникальном жанре VII-XVI веков. В наше время такого вида искусства практически не встретишь.
Переступив порог Мастерской-галереи живописного рельефа и современного искусства, как будто попадаешь в другой, сказочный мир, наполненный всеми красками жизни, любопытных арт-объектов (например, «крылатых» стульев, необычных керамических работ и произведений искусства причудливых форм), картин, выполненных в разных жанрах и технологиях. Глаза разбегаются! У каждого предмета можно «подвиснуть» надолго.
Потерянный во времени
В первую очередь, конечно же, мы попросили художницу рассказать о живописном рельефе, которым так славится это арт-пространство, образованное в 2002 году.
− Живописный рельеф (он же — левкасное искусство), был хорошо известен на Руси, начиная с VII века, − начинает Ольга Геннадьевна, руководитель мастерской, председатель Ульяновского регионального отделения Творческого союза художников России. − Аналоги также найдены в работах русских иконописцев XVI века. Но с восхождением на русский престол Петра I были внесены иностранные идеи жизни во многие сферы быта, в том числе и в искусство. Многое исконно русское отошло на второй план, что-то и вовсе было утеряно, как, например, живописный рельеф.
Со временем появились модернисты, которые создавали коллажи (произведения, выполненные путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, разных по цвету и фактуре) и ассамбляжи, штамп-арты, рэграундинги (техника визуального искусства, использующая объемные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина). Здесь много коллажного искусства, и это не менее интересно. Но некоторые искусствоведы отмечают, что новаторство Ольги Юдинских заключается именно в том, что она, используя современные средства, опирается все же на старинные русские традиции и технологии, возрождая редкие виды искусства и утраченные жанры.
Во всей красе
Что же такое «живописный рельеф» по своей сути? Чем он отличается от других видов искусства?
Дело в том, что ему доступна передача впечатления уходящего вдаль пространства. Скульптуры делают рельеф многоплановым, изображая фигуры и предметы первого плана более крупными и выпуклыми, второго и третьего плана – соответственно, мельче и более плоскими. Живописный рельеф может сочетать в себе барельеф и горельеф, в него может быть введен пейзаж или архитектурный объект. Создание произведений в этой технике – очень трудоемкий и дорогостоящий процесс.
− Рецептов создания такого рельефа сохранилось много,− продолжает наша собеседница. − Раньше раскалывали мел, просеивали его и замешивали с клеем, сделанным из осетровых рыб. Есть и другие способы. Расскажу, например, как создавалась вот эта картина, — мастер указывает на работу «Корона «Детские секреты». — Сначала берется деревянная основа, затем, с помощью лепнины, создается определенная часть картины, другая часть – настоящие предметы (в данном случае стекло). Все это грунтуется, на грунт наносится живописный слой. Затем готовится энкаустический состав (энкаустика – фресковая живопись, которая выполняется восковыми красками в расплавленном виде – Авт.), примерный состав энкаустики готовится из воска, парафина, канифоли, льняного масла, кедрового лака, художественного масла. Вся работа заливается им и вновь покрывается краской. В завершении – высокотемпературный обжиг: слои покрытий ведут себя по-разному, и вот тут-то и происходит чудо… Так создаются произведения искусства.
«Меня ведет Бог»
Ольга Геннадьевна признается, что лет 10 назад хотела уехать, но димитровградцы ее отговорили. Художница является автором порядка 2000 работ, выполненных в разных жанрах и техниках, она представляла свои персональные выставки в разных точках планеты. Живописные рельефы и керамические объекты находятся в музеях и частных коллекциях Москвы, Вены, Ганновера, Лос-Анджелеса, Польши, Франции, Японии, Германии, Израиля, Дании, Болгарии, Испании и многих других городах и странах мира!
Кто знает, как сложилась бы судьба талантливого мастера, если бы она все же покинула нашу область. Тем не менее, в своей сегодняшней работе в бюджетном учреждении она видит некую просветительскую составляющую.
− Меня ведет Бог, − считает наша собеседница. − Через свои работы я говорю о самом главном, что есть в мире. Например, серия работ «Философские камни, или Камни, которые говорят». Это топаз, рубин, голубой бриллиант, сапфир, изумруд. В них можно найти до 25 символов. Что такое бриллиант в духовном смысле? Это капли первой воды при сотворении мира.
В этой же серии можно увидеть «сосуд мудрости»: книгу, перо, чернильницу, крылатого человека – это символы апостола Матфея, покровителя писателей и поэтов. А общая мысль этих картин: «Не строй сокровищ на земле, все ценности — духовные».
− Вот другая серия — «Вооружение небесное», − продолжает экскурсию по залам галереи Ольга Геннадьевна. − В привычном понимании, оружие несет в себе агрессивный смысл, но эти работы меняют представление в корне. Здесь мы видим «Пояс истины», «Меч духовный», «Броню праведности», «Шлем спасения» и «Щит веры — прежде всего». То есть, это оружие, которое, наоборот — спасает.
Значительным разделом в творчестве мастера является музыкальный цикл (первое образование у Ольги Юдинских – музыкальное). Также есть натюрморты, серии «Русь Православная», «Русский символ», «Короны», «Граали» и другие. Но каждая ее работа — загадочна и неповторима.
Чемоданная страна
Уделяя основное время творчеству, Ольга Юдинских проводит большое количество разных программ и проектов.
Помимо того, что в галерее часто выставляются работы местных талантливых мастеров, вот уже в течение пяти лет было собрано порядка 150… чемоданов для проекта «Бюро находок». У каждого чемодана — своя история. Например, один из них якобы видел Гитлер, и этот чемодан «снимался» в документальном фильме.
Каждый экспонат «Бюро находок» посвящен какой-либо профессии и хранит в себе уйму интересных характерных вещиц. Среди них чемоданы ученого, художника. Есть дорожный, китайский, и даже чемодан… беременной шпионки. Особое место занимает чемодан авторских книг, что само по себе является как бы отдельным проектом. Сейчас уже коллекция пополнилась и старыми сундуками разных мастей.
А в 2013 году Ольга Геннадьевна и ее команда провели художественную акцию для незрячих людей Ульяновской области «Прозрение». В зале разместили картины с различными художественными образами, в том числе Богородицы, подписи под которыми были сделаны шрифтом Брайля, позволившим слепым людям «увидеть» привычные для остальных изображения.