Бурная дискуссия по поводу создания национального парка «Сенгилеевские горы» развернулась 5 марта в ходе совместного заседания Экопалаты и Экоправительства Ульяновской области. Дискуссию вызвал доклад заведующего центром «Экоэкспертиза» столичного ФГБУ «ВНИИ Экология» Алексея Шамшина, в ходе которого выяснилось, что ранее обозначенные границы будущего национального парка значительно ужимаются.
Сокращение границ проектируемого нацпарка произошло за счет исключения из них небольших лесных участков, находящихся в аренде, сельхоз-земель, а также части Белоярского лесничества (у «Татнефти» есть лицензия на разведку там нефтяных месторождений) и собственно Сенгилеевских гор – Лысухи и Гранного Уха. «Ульяновскнедра» до сих пор не согласовали снятие с баланса данных участков месторождения цементного сырья «Сенгилеевское».
Что касается сельхозземель, то, по словам министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александра Чепухина, включить их в состав нацпарка можно и его ведомство к этому готово. А вот с месторождениями полезных ископаемых – все сложно и запутано. В октябре прошлого года проблему обсуждали на уровне министра природных ресурсов России Сергея Донского. Тогда было четкое решение: участки структуры «Лапшанская» с разведанными запасами углеводородов и месторождение цементного сырья «Сенгилеевское» (на нем расположены Лысуха и Гранное Ухо) в состав нацпарка включить. То же касалось и левобережной части будущего нацпарка. «Татнефть», имеющая лицензию на разведку там запасов, отказалась от дальнейших работ на участке Белоярского лесничества с ценными породами сосны.
Данные решения были согласованы всеми заинтересованными сторонами, в том числе С руководителем Федерального агентства по недропользованию Валерием Паком. Однако из доклада Шамшина стало ясно, что Управление по недропользованию по Ульяновской области («Ульяновскнедра»), подчиняющееся Паку, решение своего руководства фактически проигнорировало, сорвав все сроки исполнения поручений.
Вряд ли это приведет к сокращению территории будущего нацпарка – губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, профильный министр Александр Чепухин и главный эколог региона Дмитрий Федоров занимают принципиальную позицию: вырезать из будущей ООПТ данные территории нельзя. Ведь Лысуха и Гранное Ухо – и есть те самые Сенгилеевские горы, которые дали нац-парку название.
Позиция «Ульяновск-недр» по данному вопросу вызывает по меньшей мере удивление. Руководитель ведомства Сергей Кравцов на совещании тщетно пытался убедить коллег, что включать спорные территории в границы нацпарка «Сенгилеевские горы» необязательно. Мол, они и так являются ООПТ регионального значения. Однако только статус национального парка убережет территорию от разработки полезных ископаемых в будущем. Ссылался Кравцов и на то, что процедура списания месторождений с баланса предполагает определенные сложности, может занять длительное (2-3 месяца) время и потребует затрат на уплату госпошлины (порядка 80 тысяч рублей).
Сергей Морозов, закрывая дискуссию, подчеркнул, что нельзя допустить изъятия спорных территорий из границ нацпарка и распорядился начать процедуру снятия их с баланса «Роснедр», а заодно сообщить федеральному министру Сергею Донскому о том, что выполнение его распоряжений затягивается.
Обидно то, что игнорирование «Ульяновск-недрами» полученных от руководства поручений может привести к затягиванию процедуры создания национального парка. Жители Сенгилеевского района, да и всей Ульяновской области, ждут этого с большим нетерпением.