Ульяновск посетила восходящая звезда мировой оперы Василиса Бержанская. Лауреат нескольких престижнейших международных конкурсов, финалистка популярного телевизионного конкурса “Большая опера” сыграла на ульяновской сцене роль Фраскиты в опере “Кармен”. Именно этот шедевр мирового классического искусства открыл 8 марта в Ульяновской области традиционный 53-й Международный музыкальный фестиваль “Мир, Эпоха, Имена…”.
Несмотря на плотный рабочий график ульяновской командировки, Василиса Бержанская нашла время для эксклюзивного интервью “Молодежной газете”.
ПЕТЬ ХОТЕЛА ВСЕГДА
– Василиса, почему Вы стали оперной певицей? Была ли это судьба или цель?
– Я верю в судьбу и думаю, что то, что я стала оперной певицей, было предначертано заранее. При этом, не буду скрывать, стать певицей – это моя жизненная цель. Я с детства мечтала петь, реализовать себя в творческой среде. Сначала училась в музыкальной школe, где специальностью было фортепиано. И лишь в музыкальном училище поняла, что хочу быть профессиональной певицей. Теперь вот получаю образование в академии. Я делала и продолжаю делать все, чтобы стать оперной певицей.
– Почему выбор пал именно на оперное пение?
– Мама с детства старалась прививать мне хороший вкус. Она часто водила меня в филармонию. В нашем городе не было своей оперы, но иногда приезжали оперные исполнители. Мы ходили на концерты. Когда подросла, то в училище поступила на оперное отделение. Хотя, вроде как, нынешняя молодежь больше расположена к эстраде. Меня, честно сказать, на эстраду никогда и не тянуло. Я более академический человек, воспитана на классике. А когда начала петь и поняла, что это получается, то, естественно, уже никаких вопросов быть не могло: однозначно решила стать оперной певицей.
– Ваши родители – музыкальные люди?
– Нет, до меня профессиональных музыкантов в семье не было.
МОЙ ГОРОД – МОСКВА
– Ваше детство прошло в Ставропольском крае, где в городке Минеральные Воды Вы учились в музыкальной школе и училище. Сейчас Вы получаете образование в Москве, в Российской академии музыки имени Гнесиных. При этом с прошлого года Вы являетесь солисткой Приморского театра оперы и балета, который находится во Владивостоке. Жительницей какого российского города Вы себя сейчас считаете?
– Ставропольский край является моим домом, где по-прежнему живет моя мама. Во Владивостоке бываю очень редко, только когда прилетаю на какие-то спектакли, на небольшой постановочный период. Работать в штате там для меня сейчас нереально -очень далеко и совмещать с обучением в Академии Гнесиных невозможно. Больше времени провожу в российской столице. Я уже считаю себя москвичкой и надеюсь в будущем стать частицей этого города. Потому что я очень люблю Москву, давно мечтала в ней жить. Кстати, я родилась в Москве. Но затем мои родители переехали в Ставропольский край.
– Чем Вам так нравится столица?
– Москва – это город больших возможностей. Здесь ты можешь слушать великих певцов, которые постоянно приезжают в этот город либо работают в московских театрах.
В моем родном Ставропольском крае такого, к сожалению, нет.
“БОЛЬШАЯ ОПЕРА”
– Василиса, Вы много поете и играете на сцене, но при этом постоянно участвуете в различных музыкальных и телевизионных проектах. Какой проект стал для Вас самым запоминающимся?
– “Большая опера”. Потому что этот проект стал для меня хорошей жизненной школой. Для любого певца серьезный стресс, когда он знает, что его снимает камера, которая потом покажет это на всю страну. Тебя будет оценивать миллионная аудитория. К тому же на этом проекте все делалось в живую, не было никаких перезаписей. Как ты выступил здесь и сейчас, таким и увидит тебя вся страна. Но ведь всякое бывает в жизни. Певец мог приболеть, сбить дыхание после подъема по лестнице… Съемки шли с утра до ночи. Стресс был серьезный. Или возьмем такой момент: 3 часа тебе делают прическу. А после этого ты сразу же выходишь на съемку и в течение 3-4 минут должна раскрыть себя так, как ты это делаешь в ходе трехчасового спектакля на сцене. Это гораздо сложнее.
– Сколько длились съемки в этом проекте?
– Два месяца. У нас были не только съемки, но и работа с режиссером, с костюмерами и стилистами. Но я рада, что приняла участие в этом удивительном, незабываемом проекте. Такого опыта я нигде до этого не получила.
О ПЕНИИ ПОД “ФАНЕРУ”
– Ульяновский зритель увидел Вас на сцене в опере “Кармен”. Почему Вам досталась именно роль Фраскиты?
– В прошлом году я пела эту роль в Приморском театре. Правда, я также пела и Микаэлу, но роль Фраскиты мне больше подходит по темпераменту, по голосу…
– Что вы чувствуете, когда поете на сцене?
– Я человек очень сентиментальный. Часто так вхожу в образ, что не могу выйти из него даже после сцены. Получается, что и после спектакля продолжаю жить жизнью своего персонажа. Вот, например, сегодня сыграла Фраскиту, и уже после спектакля понимаю, что хожу, как она, жесты у меня такие же, как у этой неопрятной, наглой цыганки, прям страшно иногда становится…
– Тяжело играть Фраскиту?
– Нет, это морально не сложный персонаж. Там нет каких-то глубоких чувственных переживаний.
– Поете ли вы под фонограмму?
– Никогда! Я против использования фонограммы в своем творчестве (пения под “+”). Я вообще не слышала и не сталкивалась в своей жизни, чтобы в оперном пении использовалась “фанера”. Наверное, поэтому оперное искусство и ценится так высоко, потому что оперные певцы с уважением относятся к своей работе. Уважающий себя оперный певец никогда не выйдет к публике с фонограммой.
– На каких языках Вы поёте на сцене?
– Большинство моих героинь поют на французском либо итальянском, есть репертуар на английском и немецком языках.
– Какая Вы в обычной жизни? Как Вы отдыхаете от музыки?
– Музыка – это мое любимое занятие, от которого я не устаю. В свободное время люблю находиться дома, читаю книги – мировую классику, языки учу, слушаю много музыки – симфонической, инструментальной, хорошие фильмы люблю смотреть. А еще в свободное время я люблю хорошо выспаться.
– Вам 21 год, а Вы уже известная, узнаваемая личность. Как такого удалось достичь?
– Я не могу сказать, что уже многого достигла. Считаю, что мне еще очень многому надо научиться. А для этого надо трудиться, трудиться и еще раз трудиться. Это единственное верное средство, чтобы чего-то достичь. Надо постоянно работать над собой, развиваться, смотреть по сторонам. Слушать, понимать и любить свое дело. Если оно в тягость, а не в радость, то ничего не получится.
Беседовал Андрей КОРЧАГИН