В Ульяновске началась выдача направлений в детские сады. К чему быть готовым родителям, дети которых пойдут в сад? И как в условиях домашнего воспитания создать необходимые для полноценного развития ребенка условия?
Рот на замок
Для многих родителей отправка ребенка в сад – долгожданное событие, после которого мама наконец сможет вернуться на работу. Но для ребенка начало посещений дошкольного учреждения – серьезный стресс, объясняет педагогпсихолог Центра социально-психологической помощи семье и детям «Семья» Румия Алимова: – Первые посещения детсада ребенком сложная для него ситуация. Конечно, адаптационный период у некоторых детей может пройти быстро и легко, но чаще всего, к сожалению, адаптация идет достаточно тяжело и выраженно.
Надо понимать, что в любом случае это нагрузка на организм, ребенок будет находиться в напряжении некоторое время.
Конечно, родители могут попытаться сделать адаптацию более легкой. Для этого, рассказывает Румия Алимова, взрослым стоит контролировать свои эмоции по поводу отправки ребенка в сад.
Если у родителей есть сомнения в целесообразности этого, не стоит их высказывать при детях: – Дети заражаются состоянием взрослых.
Часто мамы при ребенке обсуждают сад, рассказывают, что кто-то пошел, а ему там не очень хорошо. Не стоит этого делать. Надо помнить, что ребенок всегда слышит взрослых, даже если он чем-то вроде бы и занят.
Еще до первого посещения сада хорошо бы дать ребенку представление о том, как там будет проходить его день. Родителям стоит заранее узнать режим дня в детсаду и постараться максимально к нему приблизиться в обычной жизни. Выходя на прогулки, можно проходить мимо сада, где как раз гуляют дети, и показывать, как им там весело и интересно.
Вообще предсказуемость происходящего важная составляющая для спокойствия ребенка.
Например, одна из мам, обращавшихся к Румие Алимовой, помогала своей дочке начать ходить в сад, каждый день перед посещением дошкольного учреждения рассказывая ей в сказочной форме о том, что там будет происходить.
Важно подготовить ребенка к общению с воспитателями. Нужно заранее узнать, как их зовут, и научить малыша обращаться к ним.
Например, просить пить и сообщать, что он хочет в туалет. Можно проигрывать подобные ситуации дома на примере игрушек и с участием самого ребенка.
Если в дошкольное учреждение разрешают приносить свои игрушки,можно постепенно собирать небольшую коробку с мелкими, но интересными ребенку вещами. Надо рассказывать, что он возьмет их в садик, сможет играть там с ними и показать ребятам. Также, по мнению психолога, для установления более легкого контакта ребенка с другими детьми в одно из первых посещений сада можно принести с собой небольшие угощения или подарки для других детей.
К педагогу – с мамой
Одним из самых популярных способов подготовки детей к саду считается посещение развивающих групп. На них обычно дети занимаются с педагогами в присутствии родителей. С одной стороны, на таких занятиях начинается общение с педагогом и взаимодействие с другими детьми, с другой – происходит это в присутствии мамы или еще какого-то близкого ребенку взрослого.
– Я веду в нашем Центре развивающую группу «Капитошка» для детей примерно от года и семи месяцев до двух с половиной лет.
Многие от нас уходят в сад. И, по рассказам их мам, адаптация на самом деле у детей проходит легче, – отмечает Румия Алимова.
Конечно же, даже долго ходившего на развивающие занятия ребенка нельзя оставлять в детском саду сразу на весь день. Время пребывания в нем должно увеличиваться постепенно.
Некоторые родители при этом пытаются договориться с воспитателями о том, чтобы их в первые дни пускали в группы вместе с детьми.
Но, отмечает психолог, в такой ситуации и для родителя важно вовремя остановиться. Ребенок может привыкнуть к тому, что мама приходит в сад вместе с ним, а затягивать расставание тоже опасно. Кстати, для более легкого прощания еще до начала посещения детсада родителям стоит придумать и начать использовать прощальные ритуалы. Это поможет сделать момент расставания заметно более легким для ребенка.
Впрочем, даже использование всех возможных мер подготовки к саду, скорее всего, не сделает адаптацию к нему абсолютно безболезненной. Попадание в новые условия для ребенка так или иначе будет серьезной нагрузкой на психику.
Стресс из-за адаптации к саду обычно выражается в изменении поведения детей, рассказывает психолог. Даже послушный и спокойный малыш может стать более плаксивым, агрессивным и беспокойным. Это нормальные проявления адаптации.
Пошли домой
Но если подобные проявления переходят в крайности, родителям стоит задуматься о том, чтобы посещения сада прекратить. Надо отслеживать состояние ребенка, чтобы не пропустить момента, когда стресс для его психики может стать чрезмерным. Беспокоиться стоит, если негативные проявления от адаптации длятся несколько месяцев, ребенок долгое время беспокойно спит, с утра говорит, что идти в сад не хочет. В такой ситуации можно обратиться за помощью в Центр «Семья», на консультацию к психологам в нем записывают по номеру 42-00-17. Многие из обращающихся с вопросами про посещение детского сада родители, добавляет психолог, рассказывают, что они принимают решение перестать водить ребенка в сад буквально через пару недель после первого посещения, а потом пытаются отправить его туда заново. Это тоже неправильно. Лучше дать ребенку больше времени, чтобы он мог привыкнуть к детскому саду, чем регулярно ставить его в новую стрессовую ситуацию.
Также стресс от начала посещений дошкольного учреждения, по словам Румии Алимовой, может выражаться в росте числа болезней ребенка. Удар по психике редко проходит незаметно для иммунитета. Впрочем, объясняет участковый врач-педиатр поликлиники №2 детской городской клинической больницы Ульяновска Тамара Коробко, частые болезни ребенка при начале посещений сада считаются нормой.
– Ребенок не может расти в стерильных условиях. Отправляясь в детский сад, он начинает более активно контактировать с окружающей средой. Встречаясь с новыми вирусами, детский организм может регулярно болеть, вырабатывая еще не до конца сформировавшийся иммунитет, – рассказывает педиатр.
Конечно, подчеркивает врач, нормальной стоит считать ситуацию, когда ребенок в течение первого года в детском саду болеет, но быстро выздоравливает, перерывы между заболеваниями составляют несколько недель, у него не возникает осложнений. Если же он болеет буквально каждую неделю, болезнь длится долго, начинаются осложнения, родителям надо обратиться к иммунологу и прислушаться к мнению врачей, если они предлагают посещения сада прекратить.
К сожалению, отмечает Тамара Коробко, родители не всегда следуют таким рекомендациям медиков. И это негативно сказывается на здоровье детей. Например, врачу приходилось сталкиваться с тем, что у ребенка, которого продолжали водить в сад после серьезных заболеваний, развилась астма. Только после этого его из детсада забрали.
Поддержат игрой
Ежегодно родители около тысячи детей в Ульяновске по тем или иным причинам отказываются от посещений детского сада, рассказывает руководитель отдела дошкольного образования управления образования горадминистрации Марина Чемарова. Для оказавшихся на домашнем воспитании ребят нужно с помощью родителей получить навыки и умения, которые пригодятся им в будущем. Важнейшие из них, отмечает Румия Алимова, – это коммуникативные навыки: – Ребенок должен быть готов к походу в школу – интеллектуально, эмоционально, он должен быть физически здоров и социально адаптирован. Ему нужно освоить навыки коммуникации налаживания взаимодействия с окружающими.
Для этого ребенку необходимо постоянное качественное общение с детьми и взрослыми.
Его можно получить как на детских площадках, в гостях, так и при регулярном посещении тех же развивающих групп. Кроме того, развивающие занятия дадут малышу интеллектуальную подготовку. Также стоит задуматься о физических занятиях для ребенка, ведь не каждый родитель сумеет правильно их сам организовать.
Кроме посещения коммерческих развивающих групп, находящийся на домашнем воспитании ребенок может воспользоваться услугами муниципального дошкольного образования, рассказывает Марина Чемарова. Так, в Ульяновске с недавних пор при детских садах открываются центры игровой поддержки ребенка и группы кратковременного пребывания. Центры игровой поддержки принимают детей даже до года. По вечерам работники дошкольных учреждений проводят в них занятия для малышей вместе с родителями. Обычно дети приходят в такие центры одиндва раза в неделю. Группы кратковременного пребывания принимают детей с полутора лет.
Попавшие в них ребята проводят в саду с воспитателями несколько часов с утра, а потом отправляются домой. По словам Чемаровой, попасть в такую группу можно без учета очереди в детский сад. Ее посещение может стать и формой подготовки к походам в сад, и заменой полноценному пребыванию в дошкольном учреждении.
Сейчас в городе действует около трех десятков групп кратковременного пребывания и центров игровой поддержки детей. Чтобы попасть в первые, родителям нужно обращаться с заявлением в комиссию по комплектованию детских садов, желающим заниматься во вторых нужно идти к руководству дошкольного учреждения, в котором действует центр. Группы и центры, по информации Марины Чемаровой, открываются в садах с учетом заявленной потребности родителей. Если в каком-то микрорайоне родители решат, что и им нужны подобные формы дошкольного образования, надо обратиться в сам детский сад или в отдел дошкольного образования, там этот вопрос должны рассмотреть. Телефон отдела дошкольного образования, по которому также работает «горячая линия» по вопросам распределения мест в детских садах города: 27-30-26.
Лидия Пехтерева