На портале «Доктор73» недавно появилась новая услуга: после посещения врача пациенту приходит на электронный ящик письмо, где его просят оценить качество оказанной медицинской помощи. С недавних пор в анкете появилась еще и галочка «на приеме не был», так как с осени людям приходят письма о посещениях врача, которых на самом деле не было. Видимо, кто-то создает себе статистику, чтобы получить больше средств из Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).
– Мне такое письмо приходило не раз – и от терапевта, и от узкого специалиста, – говорит жительница Заволжья Светлана. – Я отправила в Минздрав вопрос по электронной почте, спросила, что это значит, почему я, оказывается, была в поликлинике, когда об этом даже не знала? Ответили, что обращение поставили на контроль, пообещали разобраться. Но мне думается: а если мне надо будет записаться к врачу, а мне заявят: а вы вот только что были? Что делать?
Сообщения эти приходят хаотично: например, даже в нашей редакции есть два прикрепленных к одной поликлинике человека, но одному такое письмо приходило уже неоднократно, а второй ни разу о проблеме не слышал. Причем рассылают сообщения без разбора: их получают даже те, кто переехал в другой район города и физически не может прийти в больницу. Читатели считают, что делается это с одной-единственной целью: получить за мнимое посещение деньги от Фонда ОМС. Кроме того, на каждого врача повесили план по приему больных, который надо выполнить, чтобы получить свои крохи.
– Мы включили новый сервис автоматизированного анкетирования пациентов, – рассказал директор Ульяновского областного медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) Альберт Гайнутдинов. – Нам этот сервис помогает проводить адресный опрос пациентов. Такие сообщения приходят по двум причинам: либо техническая ошибка персонала больницы, либо человек записался на прием, но не пришел.
Конечно, чаще всего на галочку «на приеме не был» нажимают в анкетировании люди, которые действительно не были у врача, а теперь возмущены тем, что их фамилией воспользовались. Эту причину в Минздраве стараются особенно не афишировать: дело серьезное, так как за одно посещение пациентом государственной поликлиники медицинскому учреждению положено выделять из средств Фонда ОМС деньги. С учетом того, сколько таких мнимых пациентов проходит в месяц, сумма получается кругленькая…
По сути сервис выявил проблему, которая была и раньше – такое оповещение сродни ситуации, когда человека, взявшего чужое, хватают за руку. Только вот никаких кадровых решений, административных штрафов до сих пор не было. Странно, учитывая, что проблема выявлена с осени – то есть чиновникам легче ее замалчивать, чем решать. С другой стороны, трудно представить, чтобы доктора или главврачи нажимали кнопки, рассылали пациентам сообщения.
– Причины мы выясняем, – осторожно говорит Гайнутдинов. – Это не наши полномочия, а дело страховых компаний. Мы не следственный орган, чтобы разбираться, кто приписал себе пациентов, мы – технические исполнители. Разбираться в этом должна страховая компания. Они имеют право прийти и поднять все документы, чтобы разобраться, была техническая ошибка или пациент приписан в корыстных целях.
Сейчас МИАЦ, который отвечает за работу портала «Доктор73», намерен передавать факты «мнимых посещений» в страховые компании, чтобы они уже сами разбирались, кто виноват. По сути под удар могут быть поставлены главврачи поликлиник и больниц. Хотя для них, сотрудников учреждений здравоохранения, получить деньги на обеспечение работы поликлиники – великое благо. Отвлекаясь от темы, заметим, что зарплаты у врачей стыдно низкие. Оснащение медучреждений оставляет желать лучшего: недаром люди сидят в очередях в платных клиниках, где есть современная аппаратура.
По нашим данным, ответы «не был на приеме» в анкетах встречаются чаще всего. Гайнутдинов сообщил, что этой статистики у него нет. Но людей уверяют: никаких проблем у них в связи с этими «мнимыми» посещениями не появится – талончики из-за этого не пропадают и люди из очередей не выбрасываются. А существующие проблемы, по словам Гайнутдинова, связаны с нехваткой вычислительных мощностей.
– Кроме того, надо понимать, что электронная регистратура не добавила новых врачей, поэтому проблема часто не в портале «Доктор73». Мы лишь упорядочиваем очередь.
Выходит не всегда. Так, одна из читательниц рассказала, как записалась к врачу на 8.00, а вместе с ней пришли еще два человека, точно так же записанные на 8.00. Более того, из-за задержек по разным причинам пациентка смогла получить консультацию специалиста только около 9.00, хотя за ней уже столпилась большая очередь из тех, кто пришел по талончикам на более позднее время. Сайт работает давно, и работа его высвечивает все новые и новые проблемы.
Сергей ГУРЬЯНОВ