В Новосибирске начался разбор дела (пока административного) против режиссера театра, в спектакле которого органы усмотрели оскорбление образа Иисуса Христа и православия. Но главное, видимо, – оскорбление чувств каких-то верующих. В стране на центральных площадях столиц людей из огнестрельного оружия убивают, но правоохранители брошены на пристрастный просмотр театральных постановок.

Во вселенной, по утверждениям астрономов, – миллиарды небесных тел: звезд, планет, их спутников, астероидов, метеоритов и так далее. Одно из этих миллиардов тел – Земля. На ней обитают тысячи видов живых существ, среди которых и двуногий, прямоходячий субъект, который, с точки зрения вечности, лишь секунду назад стал говорить и энную долю секунды назад научился читать и писать. Управляет миром его творец, каковым для верующих является Бог. В масштабах вселенной Земля – это пылинка, а человек – почти невидимая наночастица.

И вот эта наночастица царапает жалобу – донос на некоего режиссера, спектакль которого, по мнению наночастицы, оскорбляет ее религиозные чувства. Режиссера вызывают в суд, и начинается процесс. Как сказал недавно в одном из интервью журналист Александр Невзоров, в этом случае, то есть в случае суда, первым действием судей должно стать требование от оскорбленного доказательств того, что он верующий. Все, что он говорит, именуя себя православным ли, лютеранином ли, может быть притворством, и притворством всегда является, говорит Невзоров. Так пусть он докажет, что действительно верит, и поскольку доказать это невозможно (если не предъявить заверенную Небом справку), всякий суд должен на этом заканчиваться.

Поражает же непроходимая тупость заявителей сих и, вероятно, как ее следствие – их гордыня. Эта наночастица вообразила, что всеведущий и всемогущий Бог нуждается в ее защите.

Причем – в защите в земных судах, невзирая на то, что у Него, согласно писаниям, есть свой суд, последний и решающий, в котором дела всех людей и будут в урочный час рассмотрены. И режиссеров, и заявителей, и обвинителей. Так неужели эта шмакодявка думает, что Богу нужен ее суд и что Он не справится своими силами? И за кого она тогда Его считает?

Все это дичь, и гораздо более темная, чем в прошлые века. Древнеримская империя была, как известно, не самым вегетарианским государством, но в духовной сфере она была куда более здравомыслящей. Август, отец императора Тиберия, во времена которого в мир и явился Иисус Христос, после смерти был причислен к небожителям. Объявлен божеством, иначе говоря, и все, что касалось его личности, отныне подпадало под действие существовавшего в ту эпоху закона об оскорблении величия. Тиберию однажды доложили, что некто нарушил этот закон и подлежит суду (некто, в частности, продал вместе со своим домом и находившиеся в нем статуи Августа). У Тиберия испрашивали санкцию на преследование подозреваемых. Он, однако, написал консулам, что его отец признан небожителем не для того, чтобы воздаваемое ему почитание было обращено на погибель гражданам, и что инкриминируемое подозреваемым не является святотатством. Это свое мнение Тиберий, как свидетельствует Корнелий Тацит в своих «Анналах», подытожил фразой: «Оскорбление богов – забота самих богов». В смысле, не дело это человеков – лезть в божественное.

Христианству вот уже две тысячи лет, и оно должно бы жить по заветам его основателя Иисуса Христа, сказавшего: «Не судите, да не судимы будете». И то, что делают сегодня эти наночастицы, грех, пожалуй, куда более тяжкий, чем все, что могут придумать и изобразить режиссеры в своих театрах. Беда веры не в гонениях, которым, как в нашей стране, она подвергалась при советской власти, а в ее претензиях на государственность, как это происходит сейчас. И, боюсь, церковь в будущем ждут новые потрясения, после чего будет, возможно, и возврат к основам. Сейчас же слишком много пены, такой, как эти законы об оскорблениях и суды по ним.

Василий Мельник