В представлении большинства людей, фермер обязательно должен быть мужчиной. Пример Ульяновской области давно доказал несостоятельность данного стереотипа — у нас множество успешных фермеров-женщин. А в селе Топорнино Николаевского района целая семейная ферма держится на плечах трех женщин — сестер Анастасии и Натальи Хуртиных, а также их мамы. В прошлом году ферма получила грант и закупила оборудование для промышленного разведения кроликов. Разводят в хозяйстве и птицу. О достигнутых успехах и ближайших планах хозяйства нам рассказала Наталья Хуртина.
— Наталья, как появилась идея начать разводить еще и кроликов?
— У нас в деревне пустовал домик. Моя мама всю зиму жила со мной в городе, скучала. Просила завести… страусов. Я отшучивалась: ну какие, мол, страусы. Тогда она заговорила о кроликах: чтобы ей в деревне было чем заниматься. А когда тебе месяц без конца твердят о кроликах, то никуда не денешься — будешь думать, как мамину просьбу выполнить. Надо учесть, что у меня в Тольятти есть довольно успешный бизнес и на разведение кроликов я изначально смотрела как на бизнес-модель, а не традиционное домашнее содержание. Появилась идея создания промышленной кроликофермы. Получили грант, закупили оборудование. Сейчас основная задача — запустить ее на запланированную мощность.
Для этого осталось привезти и установить закупленное на средства гранта оборудование. Эта работа запланирована на сухое время года — сейчас к ферме даже КамАЗ не подъедет — хорошей дороги нет.
Так что, по сути, на разведение кроликов нас с сестрой подвигла мама. Правда, когда через несколько месяцев все это завертелось, она обронила фразу: «Наталья, когда я говорила о кроликах, то имела в виду чуть-чуть, а не такое количество…». Я ей ответила, что нужно более четко формулировать задачи. Но деваться уже некуда, кролики стали плодиться. Сейчас у нас 100 кролематок, которые каждый месяц приносят по полторы тысячи крольчат. На мясо пока идут только самцы — растим маточное поголовье.
— Чем еще занимаетесь, помимо кроликов?
— До появления кроликов основной упор в нашей семейной ферме делался на птицеводство. У нас было 2000 гусей и 500 французских кур мясо-яичной породы. В этом году уже заложили яйца в инкубатор — поголовье кур доведем до 1500. Гусей будет поменьше — им нужен выгул, рабочая сила, которой в деревне нет. Так что больше сконцентрируемся на кроликах.
— А сколько рабочих трудится в вашем хозяйстве?
— На нашей ферме, помимо меня, мамы и сестры, занято семь наемных рабочих. Они забивают и ощипывают гусей, работают на производстве мясных полуфабрикатов (манты, пельмени, котлеты) и копченостей — основную часть гусей мы продали именно в копченом виде. Сами тоже много работаем. Я отвечаю за маркетинг, продажи, финансовые вопросы, мама — за кроликов, сестра Настя — за птицу.
— Нет ли сложностей с реализацией продукции?
— У нас организована служба доставки мяса и яиц. Покупатели — из Самарской и Ульяновской областей. Недавно подписали договор о поставке с 7-ю ульяновскими супермаркетами, будем поставлять им свою продукцию. Планируем открыть сеть фермерских магазинов, чтобы реализовать товар напрямую, без перекупщиков, не теряя торговую наценку.
Корма дорогие и себестоимость продукции получается высокой. Продавать ее по оптовым ценам не очень выгодно. А реализуя товар через службу доставки, мы слишком много тратим на логистику. Поэтому нам нужны свои торговые точки. Первая появится в Николаевке. На ее примере отработаем все бизнес-процессы, а уже потом откроем магазины в Ульяновске и Тольятти. Продаваться там будет не только наша продукция, но и то, что производят другие фермеры, чтобы ассортимент был максимально широким.
— Благодарю за интересный разговор! Новых успехов вам!
— Спасибо!
Беседовал Иван Дамарьин