Владельцам автомобилей дороже трех миллионов рублей в этом году придется заплатить повышенный транспортный налог.
Поправки в Налоговый кодекс, предполагающие повышенный транспортный налог на автомобили класса люкс, вступили в силу еще 1 января 2014 года. Учитывая, что налоги начисляются за предшествующий налоговый период (год), именно в 2015 году (в Ульяновской области – до 5 ноября) владельцам дорогих машин придут первые квитанции с новыми повышенными суммами.
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется Минпромторгом РФ. Перечень авто, средней стоимостью от трех миллионов рублей, ежегодно, не позднее 1 марта каждого года, размещается на официальном сайте ведомства (http://old.minpromtorg.gov.ru/docs/49). В нынешнем списке – около 200 моделей легковых автомобилей следующих марок: Aston Martin, Audi, Bentley, BMW, Bugatti, Cadillac, Ferrari, Hyundai, Infiniti, Jaguar, Jeep, Lamborghini, Land Rover, Lexus, Maserati, Mercedes-Benz, Nissan, Porsche, Rolls-Royce,Toyota и Volkswagen.
С новыми автомобилями все ясно. Но как будут определять цены на машины, бывшие в употреблении? Все зависит не от мощности двигателя, как при расчете обычного транспортного налога, а от года выпуска авто. Так, для машин, выпущенных два-три года назад, стоимостью от трех до пяти миллионов рублей налог рассчитывается с коэффициентом 1,1. Для машин в возрасте один-два года коэффициент уже – 1,3.
Еще выше коэффициент для новых автомобилей, выпущенных не больше года назад – 1,5.
Если автомобиль стоит от пяти до десяти миллионов рублей, а с момента его выпуска прошло менее пяти лет, транспортный налог будет взиматься с коэффициентом 2. Для таких же машин постарше (с даты выпуска прошло от пяти до десяти лет), а также для легковых авто стоимостью более 15 миллионов рублей (если с года выпуска прошло не более 20 лет) коэффициент утраивается.
Автовладельцы могут самостоятельно рассчитывать, сколько придется платить. Например, новый Audi A8 с гибридным двигателем (245 лошадиных сил) стоимостью от 4,1 миллиона рублей, зарегистрированный на территории Ульяновской области, обойдется своему владельцу в 23887 рублей в год.
Для сравнения, в прошлом году обладатель такой машины заплатил 15927 рублей, то есть на треть меньше. За Lexus LS 460 (367 лошадиных сил) стоимостью от 4,3 миллиона рублей придется платить от 40,4 тысячи до 55 тысяч рублей вместо нынешних 36,7 тысячи рублей.
По оценкам специалистов, под новый налог на роскошь в регионе подпадут около шестивосьми тысяч автомобилей.
При этом значительная часть находящихся в области дорогих авто зарегистрирована в других субъектах РФ, следовательно, и транспортные налоги пройдут мимо региональной казны.
Спор о судьбе транспортного налога ведется уже несколько лет. Основных вариантов сегодня три: оставить все как есть, «внедрить» транспортную «подать» в стоимость бензина или заменить ее экологическим налогом. В начале нынешнего года Госдума в очередной раз подняла вопрос о замене транспортного налога акцизом на бензин. Логика понятна – транспортный сбор должны платить те, кто ездит по дорогам, а не те, у кого машина годами стоит в гараже. Однако резко против такой идеи выступают губернаторы, заявляя о том, что от отмены транспортного налога пострадают региональные дорожные фонды, и ремонтировать дороги станет не на что.
Минфин РФ на протяжении нескольких лет проталкивает инициативу по введению нового принципа расчета транспортного налога, при котором предлагается учитывать не мощность двигателя, а его объем, экологический класс, а также возраст транспортного средства. В настоящее время в Налоговом кодексе РФ предусмотрена возможность применять экологические коэффициенты для корректировки транспортного налога (скажем, для автомобилей с электродвигателем ставка транспортного налога может равняться нулю) – такое право предоставлено региональным властям.
Всеобщий экологический сбор, считают в Минфине, будет стимулировать владельцев старых машин обзаводиться новыми автомобилями с повышенным классом экологичности, для которых налоговая нагрузка будет существенно ниже. Это, во-первых, будет стимулировать автопром, во-вторых, благоприятно скажется на состоянии окружающей среды, полагают авторы идеи. Оппоненты же заявляют, что те, у кого есть деньги на новые современные авто, и так их регулярно меняют. Остальные же просто не имеют такой возможности.
Дмитрий Минаев