Сегодня «МГ» запускает рубрику «Ульяновск. Тыл. Победа». Вплоть до 9 Мая, когда вся Россия будет праздновать 70-летие Великой Победы над фашизмом, мы намерены публиковать материалы о том, что происходило в военные годы в тыловом Ульяновске. Сегодня наш рассказ — о Чердаклинской школе стрелков.

В сентябре 1941 года в рабочий поселок Чердаклы из Ярославля была эвакуирована 65-ая школа младших авиаспециалистов (ШМАС). С этого момента на ульяновской земле начали в срочном порядке готовить для фронта кадры дальней авиации.

Молодые люди осваивали специальность стрелка-радиста, а потом отправлялись на переподготовку (как правило, в Туркмению), где обучались управлению более тяжелыми военными бомбардировщиками. Совершая ночные вылеты, они пересекали линию фронта и наносили удар по вражеским объектам. Следом за ними шел еще один самолет-доразведчик, который фотографировал каждый разрыв бомбы, чтобы удостовериться, что снаряд попал в цель.

Учились в школе по три роты курсантов. В общей сложности около сотни человек. Многим из них на момент обучения не было и 18 лет. Кого-то забирали прямо из 10-го класса.

Теоретические занятия проходили на первом этаже здания чердаклинской средней школы. А на втором этаже ШМАС жила одна рота курсантов. Обучение шло в ускоренном режиме. Через 3-4 месяца — экзамены, а следом — сразу же отправка на обучение управлением более крупной техникой в Туркмению. Оттуда — на фронт. На смену выпускникам приходила следующая партия еще совсем неопытных курсантов.

Специально для ШМАС в Чердаклинском районе даже было построено три взлетно-посадочных полосы. Зимой самолеты садились прямо на заледенелое озеро Яик, которое находится в непосредственной близости от спиртзавода. Вторая авиаполоса располагалась в районе села Лощина, а третья – возле современного кольцевого перекрестка в Чердаклах.

Сами курсанты не летали на учебных самолетах, но с этих трех полос взлетали маленькие «По-2», которые тянули за собой конус-мишень. По этому конусу с установок, имитирующих боевое место радиста-стрелка в самолете, курсанты вели огонь.

В некоторых потоках в Школе авиаспециалистов обучались и девушки. Осваивали они профессию радиста-кодировщика.

Просуществовала школа в Чердаклах примерно до 1943 года. Потом ее снова перевели – на этот раз в город Энгельс, где продолжалось обучение младших авиаспециалистов.