Прокурору Ульяновской области С.А.Хуртину

Уважаемый Сергей Анатольевич!

Обращаемся к Вам в связи с признаками махинаций, мошенничества и коррупции в том, о чем пойдет речь ниже. В августе 2014 года ОАО «Ульяновскэнерго» по собственной инициативе и в одностороннем порядке расторгло договоры электроснабжения жилых домов, находящихся в управлении ОАО «ГУК Железнодорожного района» и ОАО «ГУК Засвияжского района» в городе Ульяновске, принудительно переведя жильцов на так называемое прямое абонирование.

То же самое, по нашим сведениям, делается сейчас и с договором с ОАО «ГУК Ленинского района». Считаем, что противоречит действующему законодательству уже само это расторжение договоров. Абзац второй пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК) допускает одностороннее расторжение поставщиком договора энергоснабжения, если абонентом по договору выступает юридическое лицо.

Абонент это потребитель (ст. 539 ГК). Управляющая организация потребителем не является, поскольку закупает электроэнергию не для собственных нужд, а в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению жильцам, гражданам. Управляющая организация сторона договора, но не абонент, абоненты по нему физические лица, и расторжение договора в этом случае незаконно.

Цель запущенной схемы очевидна: обойти нормативы на ОДН по электроснабжению и начислять потребителям произвольные суммы за эту услугу. Делается это в расчете на то, что Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением правительства России №354 от 6.05.2011 г., позволяют начислять плату за ОДН сверх норматива, если исполнителем услуги является ресурсоснабжающая организация. Самоназванием «исполнитель» и злоупотребляет, на наш взгляд, ОАО «Ульяновскэнерго».

Но этот статус ОАО присвоило вопреки установлениям законодательства. Пункт 8 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК) предусматривает только один случай, когда ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальной услуги в многоквартирном жилом доме это при непосредственном управлении таким домом. В остальных случаях это либо жилищный кооператив, либо товарищество собственников жилья, либо, если в доме не созданы ни тот, ни другой и он управляется управляющей организацией, эта управляющая организация (п.7–ст.155 ЖК). Жилищный кодекс не предусматривает лишения управляющей организации статуса «исполнитель» через расторжение ресурсоснабжающей организацией договора на продажу ресурса. Покупателем ресурса вместо управляющей организации может быть и ктото другой, но исполнителем услуги может быть только она, ей жильцы и вносят плату за ресурс (п.7 ст.155 ЖК). Силовой же демарш «Ульяновскэнерго» выбивает управляющие организации из правового поля, делает их деятельность по управлению домами нелигитимной и рушит всю систему жилищных отношений, основанную на действующем Жилищном кодексе, под которым стоит подпись президента России Владимира Путина.

Все доводы и ссылки, которые приводит ОАО «Ульяновскэнерго» в оправдание своего демарша, ничтожны. Пункт 8 ст.5 Жилищного кодекса устанавливает: «В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных актах субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса». Данная норма однозначна и не допускает двойного толкования. При противоречии любых законов и нормативно-правовых актов Жилищному кодексу применяются положения Жилищного кодекса.

Не соответствуют доводы ОАО «Ульяновскэнерго» и фактическим обстоятельствам дела, поскольку «исполнитель услуги» это не только формальное определение понятия. Это еще и обязанности, закрепленные за «исполнителем» Правилами (№354), которые, в частности, устанавливают, что исполнитель должен «…самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю…» (пп. «в» п.31 Правил). «Ульяновскэнерго» обслуживанием внутридомового электрооборудования не занимается и не может заниматься, поскольку не имеет в своем штате необходимых специалистов. Обслуживание осуществляют управляющие организации, которые получают с жильцов за это деньги строкой в составе тарифа на «ремонт и содержание». Плату за электроснабжение начисляет ООО «РИЦ» также по договору с управляющими организациями. То есть признакам исполнителя услуги по электроснабжению отвечают только управляющие организации, которые им реально и являются, а использованная в Ульяновске схема подмены исполнителя, на наш взгляд, не что иное, как мошенничество.

С его последствиями столкнулись уже сотни тысяч жителей города, получающие сегодня счета за электроснабжение мест общего пользования (лампочка в подъезде) в 100-300 рублей с квартиры в месяц. Псевдоисполнитель услуги в лице «Ульяновскэнерго» не утруждает себя, судя по всему, соблюдением даже требований тех самых Правил №354, на которые издевательски ссылается.

А Правила предписывают при отсутствии показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии (чем чаще всего и объясняются большие суммы за ОДН) брать нормативные объемы индивидуального потребления и использовать их в формуле определения платы за ОДН (пункты 59 и 60 Правил). Сейчас же счета выставляются произвольно.

По нашей информации, добро на совершение вышеописанных манипуляций ОАО «Ульяновскэнерго» получило от городских властей (учредителем управляющих организаций, о которых идет речь, является горадминистрация), а чиновники областного уровня запретили Главной государственной инспекции регионального надзора (Главрегионнадзор) заниматься проблемой поборов с жильцов по строке «электроэнергия ОДН». Основным владельцем ОАО «Ульяновскэнерго» является, по некоторым сведениям, лицо, аффилированное с самарской группой «СОК», которое, видимо, и выдает директивы ульяновским властям, а через них и Главрегионнадзору. Другими словами, санкция на ограбление населения и расхищение бюджета через растущие выплаты субсидий дана совместно представителями коммерческой структуры и ульяновского чиновничества.

От имени наших читателей и всех ульяновцев, попавших в эти жернова, просим Вас, Сергей Анатольевич, провести проверку того, что происходит в сфере энергоснабжения региона, и в рамках Ваших полномочий принять меры по защите правовой системы и прав и законных интересов граждан. В частности, возбудить при наличии оснований уголовное дело в отношении инициаторов и исполнителей описанной схемы.

С уважением, редакция «СК»