В середине января стало известно, что подписано соглашение о возведении в Ульяновске гипермаркета строительных материалов, инструментов и товаров для дома Leroy Merlin («Леруа Мерлен»). Возможно, уже до конца этого года или в следующем у нас откроется торговый центр одного из мировых лидеров в этом сегменте – площадью 18000 кв. м, с широким ассортиментом и сравнительно низкими ценами. Казалось бы, нужно только радоваться за покупателей. Однако не все так просто, если заглянуть немного вперед. Малый бизнес, занимающийся реализацией подобных товаров, бьет тревогу. Появление очередного крупного игрока на региональном рынке строительного ритейла может плохо отразиться на десятках тысяч ульяновцев и на всем социально-экономическом положении нашей области.
Удар по мультибренду
На днях более 400 представителей малого и среднего бизнеса Ульяновска, осуществляющих розничную продажу строительных материалов, предметов интерьера, мебели, направили письмо губернатору Ульяновской области Сергею Морозову. «Мы крайне обеспокоены, – говорится в послании, – открытием в нашем городе гипермаркета крупного международного «сетевика» – иностранной компании Leroy Merlin, занимающейся реализацией в сегменте строительных материалов и товаров для дома. Открытие в 2014 году таких крупных сетевых гипермаркетов, как «Мегастрой» (Казань) и «Добрострой» (Астрахань), уже произвело частичный отток покупателей из наших магазинов, что негативно сказалось на нашей финансовой стабильности».
Ульяновским предпринимателям, торгующим стройтоварами в мультибрендовом формате (через специализированные бутики в торговых центрах и на рынках), есть о чем тревожиться. Уже сейчас рентабельность их точек пошла на убыль, доходы падают. Многим пришлось сократить арендуемые площади, чтобы оставаться на плаву. В известных в Ульяновске торговых центрах «СтройГрад», например, впервые за последние годы даже появились свободные места. Пока немного, но ведь и Leroy Merlin в нашем городе еще не открылся. К тому же рынки и торговые центры с прошлого года пошли на снижение арендной платы для предпринимателей, практикуют периоды арендных «каникул», чтобы поддержать своих партнеров по бизнесу в осложняющейся ситуации. Конкуренцию с крупными федеральными и международными игроками рынка строительного ритейла ульяновскому малому бизнесу выдержать будет очень трудно. Ведь стороны находятся в неравных условиях.
Неравная конкуренция
Цены в своих магазинах Leroy Merlin удается держать в первую очередь за счет больших объемов товара, проходящего через гипермаркеты. Оборот этой французской компании по всему миру превышает десять миллиардов евро за год. Она объединяет 300 магазинов в десяти странах. В России у нее действует уже 28 гипермаркетов, еще 13 готовятся к открытию. Экспансия на российском рынке строительного ритейла впечатляющая. К тому же Leroy Merlin пользуется скидками и бонусами от поставщиков товара, предусмотренными для крупных сетей. Это позволяет фирме проводить дисконтные акции для покупателей в своих магазинах. И вот такие сети-гиганты получают еще дополнительные налоговые преференции, как следует из письма предпринимателей: «Обращаем внимание на то, что у крупных вышеперечисленных федеральных сетей действуют налоговые льготы на пять лет, и «сетевики» имеют возможность более гибко менять свою ценовую политику».
Действительно, в Ульяновской области су-ществует практика освобождать приходящих в регион инвесторов от части налогов, уплачи ваемых в местный бюджет, на время реализации проекта. Этот льготный период может продлеваться. К тому же существенную часть налогов, например, налог на прибыль, иностранные и иногородние инвесторы платят по месту регистрации своего бизнеса – то есть в других регионах. Казна нашей области этих денег не видит. Головной офис того же Leroy Merlin находится в Москве, на Шаболовке.
Ульяновские представители малого и среднего бизнеса все предусмотренные налоги сполна уплачивают здесь – в областной и городской бюджеты. Эти деньги работают на наш регион. Чем шире развивается местное предпринимательство, тем больше налогооблагаемая база и доходы казны. Так кого в первую очередь, исходя из законов логики, следует поддерживать властям? Особенно в кризисный период экономики.
Могут пострадать тысячи ульяновцев
Мультибрендовая торговля через бутики имеет свои преимущества для покупателя, свою изюминку, утверждают специалисты. В первую очередь это глубина ассортимента. Взять, например, торговлю ваннами. Сетевые гипермаркеты делают ставку на несколько стандартных образцов, которые особенно пользуются спросом и дают основной оборот. А местный предприниматель предлагает в своей торговой точке те же ванны, но более разнообразные – по цвету, по форме. Если надо, он может принять заказ на понравившийся образец по каталогу, чем гипермаркеты заниматься не станут. Получается, в бутиках более широкий поход к запросам покупателя. Еще к его услугам – высокопрофессиональные консультации. Большинство арендаторов торговых мест давно занимаются своим направлением, изучили продукцию досконально на собственном опыте, могут рассказать о ней почти все. Еще одно преимущество мультибрендовой торговли – гибкость, индивидуальный подход к каждому клиенту. С хозяином бутика можно торговаться, он волен сделать скидку на месте любому покупателю. Будет очень жаль, если такая торговля сойдет на нет в Ульяновске, не выдержав ценовой конкуренции с мощными сетями. Город от этого многое потеряет.
Добавим, что если сети «задушат» малого предпринимателя, то они смогут диктовать цены в условиях отсутствия конкуренции и немедленно этим воспользуются. Цены поползут вверх, как у любого монополиста. Не станет мелких торговцев – некому будет сдерживать аппетиты крупных воротил рынка. Пока же ситуация в Ульяновске складывается так, что малому бизнесу в сфере торговли стройматериалами и товарами для дома грозит снижение рентабельности – вплоть до разорения. Область и город в итоге недосчитаются доходов в бюджет. Во весь рост встает и социальная проблема: сворачивание малого и среднего бизнеса приведет к массовой ликвидации рабочих мест. Если при открытии гипермаркета Leroy Merlin обещано создать 350 новых рабочих мест, то от закрытия существующих пострадают десятки тысяч человек, занятых сегодня в данном сегменте, и их семьи.
Об этом же сообщают в своем письме губернатору индивидуальные предприниматели: «Неравные условия и незащищенность местного бизнеса приведут к обнищанию и уничтожению предпринимательства в Ульяновске и в регионе в целом. Под ударом оказываются не только наши торговые точки, но и предприятия и работники сопутствующих направлений – производство, транспортные фирмы, службы складирования и логистики, маркетологи и торговые представители». Авторы письма просят власть взвешенно и рационально оценить текущую ситуацию и определить основной приоритет развития региона, не ухудшать положение представителей малого бизнеса и их семей. Просят поддержки.
Константин ЖУКОВ

в газете на правах рекламы