В Ульяновске немало семей, в которых супруги занимаются одним делом – живописью. Горшуновы, Худяковы, Какичевы и другие. Нередко их профессию выбирают и дети – как сын Горшуновых или дочь Худяковых. Художников Мерзликиных тоже много: муж, жена, дочь. Их совместная выставка «Полет души» и открылась недавно в выставочном зале Союза художников (улица Гончарова, 16).
Поводом стал тройной юбилей, который отпраздновала семья в 2014 году: 80-летие со дня рождения Николая Филипповича, 75летие Али Яковлевны, 50-летие Ирины Николаевны. Николай Мерзликин – один из старейших членов Ульяновского отделения Союза художников России. Он представил публике живописные работы, созданные им за последние несколько лет, – это сурские пейзажи и виды Черного моря, неброские натюрморты и сюжетные картины, посвященные Великой Отечественной войне. Николай Филиппович отдал дань русской литературе, изобразив Есенина, Пушкина и встречу последнего с Языковым. По всем залам «разбрелась» его керамика: этим видом творчества – объемным, обладающим особой выразительностью – увлечены и жена художника, и дочь.
Замечательным, образным работам Али Мерзликиной несколько лет назад дал высокую оценку Союз художников – она получила региональную премию имени Пластова. Ее стихия – это яркие батики и необычные формы керамики, объединенные в триптихи и сюжетные серии. Решенные в декоративном плане образы цветов и птиц, наполненность движением, гибкостью и пластичностью составляют неповторимый стиль художницы. Ее работа «И превратились в белых журавлей» отобрана выставкомом Союза художников России для всероссийской выставки «Победа!» в Доме художника в Москве, которая будет экспонироваться в апреле и мае этого года.
Унаследовав от отца любовь к живописи, от матери – к жанру батика, от обоих – к объему, Ирина выбрала свой путь. Ее картины легко отличить от отцовских по цвету, настроению, светлому колориту. Если движение у ее матери олицетворяют летящие птицы, то на тканях у Ирины мчатся лыжники. Декоративность Ирины – это яркие краски праздничных фейерверков, солнечные блики на куполах церквей. А страсть к объему у дочери Мерзликиных вылилась в работу со стеклом: в техниках витража и фьюзинга (спекание фрагментов стекла) она создает хрупкие «полотна» с видами русских деревень, «выпекает» то ли книги, то ли иконостасы. В ходе экспериментов рождаются стеклянные рыбки и прочие изделия, своей ажурностью и пластичностью так напоминающие керамические изделия Али Яковлевны.
Анна Школьная