142 тысячи лет – столько в совокупности не доживают жители Ульяновской области, умирая в возрасте до 70 лет. Таковы результаты подсчитанного специалистами индекса потерянных лет потенциальной жизни населения региона.

Индекс потерянных лет потенциальной жизни – одна из самых популярных систем измерения уровня благосостояния населения в мире. Она используется Всемирным банком, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и институтами Евросоюза.

Расчет его несложен: анализируются случаи преждевременных (в возрасте до 70 лет) смертей и суммируются годы, которых умершим не доставало до 70 лет. В странах Европы эти не прожитые человеком годы считаются потерей для общества, там ведут статистику, разрабатывают программы по снижению смертности от предотвратимых причин.

При помощи Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ и ООО «ФКГ Финская Консалтинговая Группа» рассчитали такой индекс и для Ульяновской области. В настоящее время, по данным минздравсоцразвития региона, он составляет 11245 на 100 тысяч населения. Учитывая, что в области сейчас проживает 1,262 миллиона человек, можно рассчитать, что всего потерянными населением являются 141968 лет.

Для сравнения, для Санкт-Петербурга в 2011 году индекс ПГПЖ (потерянные годы потенциальной жизни) составил 8463 года на 100 тысяч человек, в Хельсинки в 2009 году этот показатель составлял 3463 года, а в Калгари (Канада) – 3040 лет (все данные от Finnish Consalting Group). По этому показателю наша страна сильно отстает от Европы и Северной Америки; такая величина индекса ПГПЖ в этих странах была 40 лет назад.

Характерная особенность Ульяновской области заключается в том, что основными причинами преждевременных смертей в регионе являютсявнешние факторы (травмы, отравления), а также хроническая ишемическая болезнь сердца. Согласно официальной статистике, ульяновский показатель смертности по неестественным причинам в 2014 году составил 144,5 человека на 100 тысяч населения. Этот показатель на 21,6 процента превышает среднероссийский уровень и на 7,9 процента – среднеокружной. Из 1829 жителей области, умерших от неестественных причин, подавляющее большинство (76 процентов) составляют мужчины. При этом доля умерших в трудоспособном возрасте составила 73,6 процента (1343 человека).

Больше всего смертей от внешних причин (822) наступило из-за «повреждений, нанесенных с неопределенными намерениями»: отравлений (33,2 процента), из-за контакта с острыми и тупыми предметами (33 процента), из-за повешения и удавления (22,4 процента). На втором месте среди причин неестественной смерти ДТП (247 случаев). Также ульяновцы гибли в 2014 году из-за отравления алкоголем (186 человек), самоубийств (119), замерзания (94).

Население области продолжает сокращаться. По данным минздравсоцразвития региона, в 2014 году ульяновцев стало меньше на 3 тысячи человек, по данным Росстата – на 4,9 тысячи.

Дмитрий Минаев