Примечательно, что на самом высоком федеральном уровне заговорили о мерах, которые в Ульяновской области уже реализуются.
Так, к сентябрю Министерство промышленности и торговли предложит правительству схему поддержки незащищенных слоев населения через продовольственные карты покупателей, возможность введения которых предусмотрена стратегией развития торговли до 2020 года, утвержденной приказом главы Минпромторга. Статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов прокомментировал в интервью «Российской газете» грядущие новации, среди которых будут и продовольственные ярмарки.
– Виктор Леонидович, что в министерстве подразумевают под продуктовыми картами?
– Главное, не надо их путать с отголоском прошедших времен тотального дефицита, с карточной системой распределения, при которой количество получаемых продуктов нормируется.
Но это и не дисконтная система, при которой предъявитель карты, как в Тульской области, получает при покупке продуктов скидку. В данном случае цели шире, поэтому и механизм иной.
Речь идет о современной безналичной адресной продовольственной помощи населению и поддержке эффективного отечественного товаропроизводителя. Правильнее всего эту помощь называть программой дополнительного питания, причем исключительно свежими скоропортящимися продуктами по образцу food stamps.
– То есть это программа улучшения питания, да?
– Улучшения структуры питания определенным категориям граждан, которые не могут себе позволить приобретать нужное количество здоровых продуктов. В итоге россияне получат возможность вместо дешевых суррогатов покупать свежее охлажденное мясо, вместо восстановленного стерилизованного молока – пастеризованное, вместо консервов – свежий салат и овощи. Не тушенку впрок, не макароны и крупы и тем более не алкоголь.
С одной стороны, это будет система поддержки населения, которая даст людям возможность купить широкий спектр продуктов местного производства. А с другой – поддержка отечественного, прежде всего регионального сельхозпроизводства, продвижение отечественных товаров. С третьей – будет поддержан спрос и ритейл. А это увеличение потребления, а значит, рост экономики.
Таким образом, косвенно получателями субсидий станет и местный продавец, и местный производитель продуктов, и местный животновод, и местный производитель кормов, и местный хлебороб. То есть все звенья экономики региона. При этом стимулируется создание локальных рабочих мест.
– Как практически это может работать?
– Предполагается, что каждый месяц гражданам на обычную расчетную банковскую карту из бюджета будут перечислять некую фиксированную сумму. Сейчас в Кировской области, которая реализует пилотный проект, – это 1000 рублей.
В течение фиксированного промежутка времени, например месяца, данную сумму надо потратить. Причем только на свежие скоропортящиеся продукты питания любых российских производителей в любом магазине, который в заявительном порядке подключился к процессингу этой системы. Иначе деньги, точнее баллы, «сгорают». Эти суммы нельзя обналичить, нельзя накапливать. Спиртное из продовольственной корзины исключено.
– Вы уже определились со списком продуктов?
– Предполагается, что это будут мясо и мясная гастрономия, в том числе колбасы, молоко и молочная продукция (скорее всего, с небольшими сроками годности, то есть самая свежая продукция), овощи, фрукты, ягоды, хлеб и хлебобулочные изделия (кроме круп, макарон и товаров с длительными сроками хранения). Конечно же, рыба. В Кировской области, например, за период реализации проекта количество продуктов, которые можно купить по карте, удвоилось и на сегодняшний момент их около трех тысяч от 44 местных товаропроизводителей. Довольны все – и производитель, и потребитель, и торговля.
– Где и как можно будет людям получить карты?
– Скорее всего, этим займутся местные органы соцзащиты. Соответственно, социальные службы будут определять и категории населения для оказания такой помощи. Далее банк – участник проекта выпускает и обслуживает продуктовые карты.
– Сколько всего россиян сегодня, по вашим оценкам, нуждаются в социальных продуктовых картах?
– Целевая аудитория прямых получателей субсидии может быть очень широкая, критерии могут
быть разными – малоимущие, пенсионеры, многодетные семьи, школьники, студенты и т.д. Здесь должен решать регион.
Сегодня в России до 10 миллионов проблемных семей с детьми, а многодетных семей один миллион. Они нуждаются именно в таком комплексном подходе к их интересам.
Тем не менее к решению проблемы нужно подходить осторожно, без шаблонов и тотального единообразия. Денежные возможности у регионов разные. Кроме того, в каждом регионе своя структура населения и специфика. Объединив все базы данных регионов в одну, можно выявить самых обездоленных и расширить зону продовольственной адресной поддержки.
Опыт с продовольственными картами будет гармонично вписываться в общий государственный антикризисный план.
– Хватит ли денег в бюджете?
– Сейчас мы ведем консультации с заинтересованными ведомствами. Вероятнее всего, деньги будут поступать по двум каналам: из федерального и регионального бюджетов. В Кировской области, как я уже говорил, регион на карту зачисляет тысячу рублей. Если учесть, что половину расходов в прожиточном минимуме составляет продовольственная корзина, то есть 3,5 тысячи рублей, то одна тысяча рублей (почти треть корзины) – весьма ощутимый вид адресной помощи семье.
– Виктор Леонидович, Минпромторг подготовил рекомендации по организации ярмарок в стране. Почему именно их?
– Мы работаем над развитием всех форматов торговли, а не только ярмарок. Просто ярмарки – это самый быстрый, простой и эффективный способ «вытащить» на рынок продукцию мелких и средних хозяйств, хозяйств населения. Развитая ярмарочная торговля позволит нарастить их производство.
Кроме того, ярмарки, по сути, являются эффективными бизнес-инкубаторами, то есть инфраструктурой, позволяющей с минимальными затратами и рисками начинающим предпринимателям открывать торговое дело, а мелким отечественным производителям – получать дополнительные и гарантированные каналы сбыта с последующим расширением своих производств.
– Зачастую на ярмарках торгуют импортными продуктами – картошка из Египта, яблоки из Израиля. Будет определена доля преобладания отечественных продуктов над импортными?
– Никаких ограничительных и квотных моментов не будет.
Должна быть здоровая конкуренция. Не должны же мы запрещать продавать бакинские помидоры только потому, что они импортные. У нас нет такой задачи. Места должно хватить всем.
Сама постановка вопроса, что кому-то на ярмарке не хватает места, кто-то не может попасть на ярмарку, – абсурдна! Ведь если не хватает мест – расширь ярмарку, открой новую, а не создавай искусственный дефицит мест. Чем больше торговцев, тем выше конкуренция, ниже цены и больше возможностей для производителей увеличить объемы производства. И именно на это и нацелена наша политика.
Принцип работы государственной ярмарки: пригласить всех, ни одна заявка на участие в ярмарке не должна быть не удовлетворена. Кроме того, необходимо развивать институт профессиональных организаторов ярмарок – приоритет должен быть закреплен за отраслевыми профессиональными союзами.
– Хорошо, подам я заявку, а свободных мест нет!
– Тогда организатор обязан предоставить продавцу на выбор свободные места на других ярмарках. А при невозможности – на следующей ярмарке, в порядке очередности заявок. Но это плохой вариант.
Нехватка торговых мест на ярмарках как системное явление не должна допускаться. В наших городах достаточно свободных пространств для организации ярмарок. Возникающий дефицит торговых мест приводит к ограничению конкуренции, сопряженному, как правило, со злоупотреблениями.
Ситуация, когда возникает конкурсный или иной отбор участников, тоже не является нормальной.
– Кто будет контролировать развитие ярмарочной торговли и кому пожаловаться местным торговцам, огородникам и фермерам?
– Организационные вопросы должны решаться на уровне субъекта Федерации и муниципалитетов, но в случае если проблема приобрела системный характер, Минпромторг, как регулятор отрасли, не оставит ее без внимания. Кроме того, наши документы -именно руководство к действию, так как наше министерство отвечает за формирование торговой политики в России.
– Где министерство рекомендует проводить ярмарки?
– Конечно же, в местах, генерирующих наиболее активные пешеходный и покупательский потоки: городские площади, популярные пешеходные бульвары, территории вблизи гипермаркетов и супермаркетов и, конечно же, исторически зарекомендовавшие себя места проведения ярмарок. Ярмарки – настоящее украшение любого города. Чем больше их будет, тем интереснее, живее, разнообразнее и комфортнее будут наши города. Ведь не секрет, что унылости в советской застройке хватает.
– Если ярмарки не включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов, то как этому виду торговли «пробиваться» на территории городов?
– Для проведения ярмарки не требуется выделения земельного участка и оформления земельно-правовых отношений, поэтому ярмарку можно организовать на любой подходящей площадке, в первую очередь на территориях общего пользования.
Органы государственной власти субъектов должны сформировать к ближайшему времени справочную общедоступную систему ярмарочных площадок. Обращаю внимание, это не схема размещения нестационарных торговых объектов. Это информационная система для того, чтобы все желающие могли начать торговлю. Ведь именно эту задачу мы сейчас решаем.
Татьяна Зыкова
http://www.rg.ru/