В минувшую субботу в министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области прошло очередное заседание региональной комиссии по продбезопасности под руководством губернатора Сергея Морозова. Обсуждали, главным образом, вопросы организации и розничной торговли и присутствия на полках магазинов продукции ульяновских производителей.
Открывая заседание, Сергей Морозов отметил важность беспрепятственного доступа на полки магазинов продуктов, произведенных в Ульяновской области.
– К сожалению, многие крупные торговые сети практикуют поборы с производителей, – посетовал губернатор, – в результате представителям местного малого бизнеса трудно довести свою продукцию до покупателей. Мы неоднократно обращались по этому поводу в федеральные законодательные органы и нас услышали. Совет Федерации разработал законопроект, регламентирующий взаимоотношения поставщиков и продавцов. В ближайшее время законопроект рассмотрит Госдума.
По мнению главы региона, для облегчения доступа местных производителей на рынок необходимо развивать многоформатную розничную торговлю. Всего в Ульяновской области находится около 7000 стационарных объектов розничной торговли. Из них 1223 – магазины различных торговых сетей. На каждую тысячу жителей региона приходится 655 квадратных метров торговых площадей (при нормативе 459 метров). В регионе имеется более 2000 нестационарных торговых объектов круглогодичного размещения. Активно развивается мобильная торговля – по региону колесит около 300 автолавок, автоцистерн и прочих магазинов на колесах.
– Данный сегмент очень перспективен, и мы должны всячески поощрять предпринимателей, желающих приобрести такую технику, – заявил на заседании комиссии Сергей Морозов.
Губернатор также рассказал, что проблему реализации продукции небольшими хозяйствами помогут решить мини-ярмарки, которые вскоре должны будут появиться в каждом микрорайоне. Соответствующее поручение губернатор дал профильному министерству.
– Мы должны за бюджетный счет обеспечить площадки для проведения мини-ярмарок на постоянной основе всей необходимой инфраструктурой, – подчеркнул губернатор, – любой, даже самый мелкий сельхозтоваропроизводитель региона должен получить возможность реализовать свою продукцию без участия посредников.
Не забыли и про садоводов. Сергей Морозов рассказал, что жителям Ульяновской области, желающим выращивать овощи на личных подворьях и дачных участках, вскоре будут бесплатно предоставлены семена овощей.
– Это тоже немаловажный фактор продовольственной безопасности, – считает губернатор, – нам нужно простимулировать людей выращивать овощи самостоятельно.
Завершая свое выступление, губернатор перечислил задачи продбезопасности, стоящие перед руководством муниципальных образований нашего региона:
– Поддержка инициатив предпринимателей по открытию и расширению торгового и, соответственно, производственного бизнеса;
– Беспрепятственное продление на существующих или более льготных условиях договоров аренды помещений и земельных участков, используемых предпринимателями для осуществления своей деятельности;
– Введение механизмов адресной продовольственной помощи малоимущим и нуждающимся гражданам.
Еще одним важным вопросом, который обсуждали в ходе заседания комиссии по продбезопасности, стала проблема недостаточного присутствия продукции ульяновских производителей на полках магазинов в сельских районах региона. В частности, речь идет о подакцизных алкогольных напитках (пиве и водке), которые могли бы приносить в областную и муниципальную казну серьезные деньги. К сожалению, в магазинах зачастую наблюдается засилье привозного алкоголя, и акциз, который мог бы остаться в регионе, уходит «налево».
Министр Александр Чепухин представил конкретные цифры. Согласно его докладу, лишь в Ульяновске и Ульяновском районе доля местной водки в общем объеме реализованного напитка превышает 20%. В Новомалыклинском, Сенгилеевском, Майнском, Мелекесском, Чердаклинском, Новоспасском, Радищевском районах, а также в Димитровграде и Новоульяновске этот показатель варьируется от 15 до 18%. Во всех остальных районах и того меньше – менее 15%.
– Вопрос реализации алкогольной продукции местного производства (водка, пиво и пивные напитки) особо актуален в настоящее время, так как акцизные платежи являются одним из важнейших источников пополнения бюджета региона, – отметил Александр Чепухин. – Речь не о том, чтобы увеличивать потребление водки и пива – оно стабильно. Люди как покупали алкоголь, так и будут покупать. Вопрос в том, чей это алкоголь. Разумеется, для нас выгоднее, чтобы жители Ульяновской области покупали продукцию ульяновских предприятий.
Муниципальные власти должны добиваться от бизнеса большего количества местных товаров на полках их магазинов, – согласен с министром Сергей Морозов.
– Речь не идет о нарушении закона и ограничении конкуренции, – подчеркнул губернатор, обращаясь к руководителям районов, – у вас достаточно легальных рычагов воздействия на предпринимателей, чтобы продвигать именно нашу продукцию. Если же вы не хотите заниматься этим, значит, вы достаточно богаты для того, чтобы не получать субсидии из регионального бюджета.
Но речь, разумеется, не только о водке. Минсельлесхозом организован мониторинг удельного веса реализации продукции местного производства в разрезе каждого муниципального образования по 11 товарным позициям (хлеб, молоко, яйца куриные, сахар-песок, крупы, мясо птицы, масло животное, картофель, капуста, пиво, водка и ликеро-водочные изделия). В результате проведенного мониторинга оказалось, что больше всего местной продукции реализуется в магазинах Мелекесского района – 85,6%. На втором месте находится Старомайнский (73,1%), на третьем месте – Кузоватовский район (70,7%).
На последнем месте в рейтинге находится Старокулаткинский район – лишь 26,4% реализуемой там продукции произведено в нашем регионе. В магазинах Старокулаткинского района отсутствуют ульяновские яйца, сахар, крупы, мясо птицы, картофель и капуста. По информации администрации района, основной причиной отсутствия продукции местного производства в торговых точках является отдаленность от оптовых баз города Ульяновска. Торговые организации и индивидуальные предприниматели закупают товар в основном на Кузнецкой оптовой базе, где отпуск товара производится в рассрочку. На 20 марта в администрации Старокулаткинского района запланировано совещание с руководителями торговли по вопросу увеличения объемов реализации ульяновской продукции.
По словам Александра Чепухина, министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов в целях увеличения реализации продукции местного производства на 26 марта 2015 г. запланировано проведение закупочной сессии, куда будут приглашены крупные производители Ульяновской области, а также предприятия малого и среднего бизнеса, федеральные и региональные розничные торговые компании.
Кроме того, на заседании комиссии по продбезопасности много говорили о взаимоотношениях между продавцами и поставщиками. В частности, было отмечено, что федеральные торговые сети зачастую имеют большие привилегии со стороны производителей по сравнению с сетями региональными. Причем это касается не только пресловутых «бонусов» (платы производителя ритейлеру за вхождение в сеть), но и закупочных цен – для местных торговых сетей они зачастую выше.
– Законодательные новшества, о которых сказал губернатор, помогут преодолеть эту несправедливость, – считает Александр Чепухин.
Еще одной темой обсуждения стала сезонная торговля. Губернатор поручил проработать вопрос о том, чтобы бизнес арендовал земельные участки под размещение сезонных объектов торговли и общепита не на 1 сезон, как сейчас, а минимум на 3, а лучше на 5 лет.
– Естественно, предпринимателю неинтересно вкладываться в закупку дорогостоящего оборудования и благоустройство территории, потому что за один сезон его расходы не окупятся, – считает Сергей Морозов, – нам следует предоставлять эти участки в аренду на 3-5 лет, но при этом предъявлять бизнесу более жесткие требования по благоустройству и санитарному состоянию сезонных объектов торговли и общественного питания.