Не перевелись еще мечтатели на земле ульяновской, и мечтают они ни много ни мало об оперном театре в нашем городе. Увы, желанию людей, жадных до культуры и искусства, противостоят совершенно иные устремления чиновников: с одной стороны, сугубо развлекательный проект – цирк с дельфинарием, с другой многомиллиардный музей СССР для туристов из Китая.

Идея создания в Ульяновске оперного театра совсем не нова, рассказали известные меломаны – бывший директор музыкально-педагогического колледжа, а теперь руководитель музыкального клуба Ирина Каторгина и краевед Сергей Петров. Ирина Анатольевна в 2000-х годах подробно описала в книге «Музыкальная культура Симбирска-Ульяновска» особенности музыкальной жизни в СимбирскеУльяновске, в ходе которой попытки организовать оперный коллектив возникали неоднократно. Одна из первых была предпринята еще в конце XIX века: Валентина Серова (жена композитора Александра Серова и мать художника Валентина Серова) создала хор и оперный театр из крестьян села Судосеево Симбирской губернии: представления начались в 1895 году.

Труппу из рабочих суконной фабрики Языково организовала певица Наталья Степанова-Шевченко, жена местного фабриканта Михаила Степанова. Она обладала красивым сильным голосом и драматическим талантом, выступала на сцене с Федором Шаляпиным и участвовала в знамени-тых «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже.

В годы нэпа в СимбирскеУльяновске появились оперный кооператив, инструментальные ансамбли, уроженец Симбирска и выпускник СанктПетербургской консерватории Алексей Абутков организовал народную консерваторию. Уроки пения давал врач областной больницы и певец, обладавший богатым басом, Дмитрий Емельянов. Наконец, в 1943 году, когда образовалась Ульяновская область, в городе создали сначала концертно-эстрадное бюро, а через год – и филармонию, в которой сразу заговорили о собственном оперном коллективе. Так образовался концертно-оперный ансамбль, который исполнял оперы без оркестра, под аккомпанемент концертмейстера-пианиста. В 1947 году в филармонии создали хор русской песни, руководил которым Аполлон Каторгин: при его участии были поставлены оперы «Русалка» Даргомыжского, «Фауст» Гуно, «Евгений Онегин» Чайковского, «Риголетто» Верди, «Алеко» Рахманинова – для каждой постановки шили костюмы и делали декорации.

Когда, наконец, в Ульяновске появился симфонический оркестр, с подачи его художественного руководителя Эдуарда Серова сюда приглашали оперных певцов, и совместными усилиями исполнялись оперные произведения. Один из его преемников, Николай Алексеев, дал согласие на создание камерной оперы. Этим занимался дирижер Андрей Борейко, который выступал с идеей размещения летнего оперного театра в окрестностях парка Дружбы народов. По его замыслу, сцену нужно было поместить внизу, а на склоне амфитеатром разместить места для зрителей. В годы перестройки деятельность театра свернули. Попытки вернуть оперу на ульяновскую сцену не прекратились: четыре постановки были осуществлены при художественном руководителе оркестра Владимире Кудре, привозил в Ульяновск оперетту сменивший его Сергей Ферулев, но своей оперной труппы так и не было.

Напомнить областной власти о давней мечте ульяновские меломаны решили после недавнего эксперимента 8 марта на фестивале «Мир.

Эпоха. Имена» публике показали знаменитую «Кармен» Бизе.

Как сказала певица Нонна Синицына, в свое время выступавшая в оперной студии Дворца профсоюзов, эта постановка показала, как не надо ставить оперу в Ульяновске. Замечательные певцы чувствовали себя крайне скованно на неудобной и маленькой площадке, выделенной им за симфоническим оркестром, заглушавшим голоса. А ведь в Большом зале Мемориала изначально была обустроена оркестровая яма, которую можно вновь открыть, и в ней размещать оркестр. И вовсе не обязательно искать средства на строительство здания оперного театра (хотя, отменив десятки фестивалей, «круглых столов», форумов и загранкомандировок, их можно «высвободить» в достаточном количестве): оперы вполне можно ставить в Мемцентре. По словам Каторгиной, зал создавался далеко не только для заседаний. Труппу можно сформировать на базе филармонии. Или, по образцу Московской академии музыки имени Гнесиных, – оперную студию при УлГУ. Правда, бюджетных мест на факультете культуры и искусства почти не осталось. Но талантливых музыкантов не убавляется – сейчас им нет применения в родных Ульяновске и Димитровграде (наши земляки, поющие в ведущих театрах России, перечислены в музыкальных словарях), а появится оперный театр – может, вернутся домой.

Сложно представить, что в министерстве искусства и культурной политики обратят внимание на мечту меломанов. Чиновники нынче предпочитают раздавать гранты, в основном – на разовые мероприятия. Создавать что-то на века или хотя бы десятилетия им не под силу. Уже сколько десятков лет простаивает без ремонта та же филармония, до сих пор не открыт после реставрации Музей современного искусства, стыдливо прикрыт пленкой «под гранит» осыпающийся Мемцентр, извиняется за свои тесные выставочные площади Художественный музей… Зато мало кто понимает, для чего миллионы рублей уходят на содержание фонда «Культурная столица». А отменили бы одну заграничную командировку министра в год – и на зарплату нескольким певцам вполне хватило бы, прикинул Сергей Петров.

Анна Школьная