В Ульяновске на тысячу горожан приходится 697 квадратных метров торговых площадей, что на 26,5 процента превышает нормативную, подсчитали в администрации города. При этом эксперты рынка недвижимости называют куда более скромные данные, отмечая дефицит магазинов небольших форматов и качественных торговых центров.

Власти весьма оптимистично оценивают состояние потребительского комплекса Ульяновска. На конец прошлого года он включал в себя 14,4 тысячи объектов, из них 11,6 тысячи магазинов (рост к 2013 году – один процент), 1744 предприятия сферы бытовых услуг (рост 1,6 процента) и 919 предприятий общественного питания (рост 2,9 процента). Всего в 2014 году в Ульяновске было открыто 126 объектов торговли и общепита.

Впрочем, консультанты рынка недвижимости не поддерживают оптимизма чиновников относительно насыщенности Ульяновска торговыми площадями. В компании «Магазин магазинов» приводят другие данные: на тысячу ульяновцев приходится всего 142 квадратных метра торговых площадей. Разрыв с официальной статистикой объясняется тем, что город в своих подсчетах учитывает торговые площади любого формата, а консультанты – только качественные объекты площадью более пяти тысяч квадратных метров.

По этому показателю Ульяновск среди 21 города-полумиллионника оказался на 11-м месте. Лидирует в этом рейтинге Краснодар с 713 «квадратами» торговых площадей на 1000 жителей. За ним, впрочем, с большим отрывом идут Оренбург (389 квадратных метров на 1000 жителей) и Тюмень (346 квадратных метров).

То, что действующие российские нормативы обеспеченности населения площадью торговых объектов не отражают реальной ситуации, признают и в Минпромторге РФ.

– Они учитывают абсолютно все торговые объекты суммарно, безотносительно к форматам. То есть, построив один крупный торговый центр и не открыв ни одного малоформатного магазина, можно достичь заданного норматива. Нам же необходимо, чтобы в каждом из типов населенных пунктов были условия для конкуренции разных торговых форматов, – отметил недавно глава ведомства Денис Мантуров.

Россия сегодня существенно отстает от развитых стран по обеспеченности населения торговыми площадями.

В первую очередь отмечается дефицит небольших магазинов шаговой доступности. При этом засилье гипери супермаркетов вытесняет небольшие магазины, а вместе с ними – и малый бизнес, отмечают эксперты.

В среднем российский норматив составляет 643 квадратных метра на тысячу человек, в то время как в Германии или во Франции – около 1,5 тысячи «квадратов». Даже Москва, превзошедшая установленный норматив и имеющая развитую товаропроводящую сеть, имеет вдвое меньше торговых площадей, например, чем Берлин.

Федеральная стратегия развития торговли до 2020 года предполагает дифференцированный подход, предусматривающий три типа нормативов: для торговых объектов местного значения в зависимости от масштаба населенного пункта, норматив по количеству рынков и ярмарок и норматив по количеству хозяйствующих субъектов на определенной территории.

Николай ГЕНИН