Противостояние церкви и частного предпринимателя, строящего на принадлежащем ему на улице Гончарова участке кафе, накаляется. Верующие настаивают, что это кафе рядом с храмом Архангела Михаила оскорбляет их чувства, и требуют прекращения работ. Предприниматель ссылается на свое право, поскольку участок находится в его собственности. Власть пока обсуждает и размышляет.

Столь резкого столкновения интересов церкви и мира в Ульяновске не было давно. Подчеркиваю, не чувств, а именно интересов. Речь идет о клочке земли в самом центре города, во дворе здания по адресу: улица Гончарова, 30. Клочок столь мал, что по меркам загазованного центра на нем не следовало бы строить вообще ничего, но его превратили в сущий муравейник, поскольку место доходное: офисы, магазины, частная сфера услуг. Здесь же и епархия, обосновавшаяся во дворе сначала с деревянной церковкой, а теперь и со вновь отстроенным кирпичным храмом. Хотя, казалось бы, ее приход в этом месте не может быть многочисленным, ведь вокруг не жилые дома, а в основном торгово-административные.

Свои претензии на центр города церковь обосновывает тем, что тут стоял, дескать, храм, разрушенный большевиками. Но обоснование это зыбкое. Когда-то на Венце стоял деревянный кремль, и если уж восстанавливать утраченное, то надо и его воссоздать, снеся попутно здания педуниверситета, Дворца книги, Краеведческого музея и сельхозакадемии. А еще раньше на этой круче непроходимый лес был, и, следуя строгой логике, у леса больше прав, чем у деревянного кремля, зданий и церквей. То есть так можно далеко уйти.

Владелец участка Алексей Рыжевский заручился фактом и буквой закона.

Часть здания по улице Гончарова, 30 принадлежит ему, и на цокольном этаже, который расположен ниже уровня земли, уже работает его кафе. А то, что строится, – это наземная часть кафе, и фактически это будет одно сооружение. Глава епархии митрополит Феофан назвал на одном из недавних совещаний строящееся кафе шалманом, где будут вино, песни, и это прямо у дверей храма. Рыжевский может, вероятно, возразить Феофану, что Иисус Христос изгонял торговцев из храма, но ничего не говорил о соседних зданиях, и, следовательно, претензии епархии безосновательны изначально.

Чем дело кончится, пока не очень понятно. В случае, если предприниматель не отступится и кафе таки достроит, сложится интересная мировоззренческая ситуация. Кафе будет искушать идущих мимо верующих, а храм – смущать посетителей кафе. Может, и не надо в таком случае добиваться ликвидации кафе-то, ведь оно поможет укрепить веру в прихожанах, а посетителям кафе, имеющим в соседях храм, поможет утихомирить свои страсти? Да и властям, оказавшимся сейчас между косой и камнем, будет легче.

Сергей Поленов