Спектакль о страстной любви к театру появился в репертуаре Ульяновской драмы. Хотя пьеса Александра Островского «Таланты и поклонники» не об этом, а, скорее, о судьбе актрисы и проблеме выбора, режиссер из Москвы Анатолий Морозов интерпретировал знаменитую комедию по-своему.

По сюжету молодая актриса Саша Негина оказывается перед выбором: уйти из театра и выйти замуж за любимого человека или стать содержанкой богача и блистать на сцене. Однако режиссер сделал ряд акцентов, меняющих суть произведения. Весь спектакль говорит о любви к театру, о ней говорят Негина (Юлия Ильина), Мартын Прокофьич (Владимир Кустарников) и, наконец, сам Островский.

Саша Негина в исполнении Юлии Ильиной любит только театр. Хотя ее мать Домна Пантелевна и замечает между делом, что Саша любит студента Петра Егорыча, подтверждения ее слов зритель так и не увидит.

На объятия Петра Егорыча Саша отвечает с досадой: «Ах, потом», но это «потом» так и не наступает. Все его речи о правильной и честной жизни она повторяет, как вызубренный урок, с отсутствующим видом, словно не понимая смысла слов, и это так не похоже на горячность и убежденность Пети. Подлинное волнение проявляется у Негиной-Ильиной только после бенефиса, когда она получает письмо с признанием в любви от Пети, но это волнение не влюбленной девушки, а отчаяние актрисы, понимающей, что триумф на сцене этим вечером был, по-видимому, последним в ее жизни.

Почему же тогда НегинаИльина не сделала свой выбор в пользу театра раньше, когда ей предложил сожительство князь Дулебов? Может, ему просто не хватило деликатности? Дулебов в исполнении Сергея Кондратенко импозантен, в меру развязан, игрив. Свое предложение о покровительстве он делает весьма артистично, аккомпанируя себе на гитаре и словно распевая подходящий романс. Возможно, эта неприкрытая непристойность и вызвала в Негиной подобие праведного гнева?

Куда обстоятельней и «аккуратней» все обставил другой богач – загадочный молодой помещик Великатов. Он держится в стороне, не пытается ухаживать за Негиной, как другие влиятельные зрители из привилегированного «первого ряда». И только после блестящего вечера Великатов оставляет записку Негиной, в которой оскорбительность предложения искусно спрятана за любовным признанием. Максим Копылов в этой роли приковывает к себе внимание поначалу сдержанностью, затем – прорвавшимся волнением, которое мешает ему написать письмо. Великатов-Копылов, может, нарочито уступает очарованию Дулебова-Кондратенко, но, кажется, для Негиной-Ильиной дело не в привлекательности ухажеров. Дулебов показал ей постыдную сторону будущего, Великатов сделал обратное – показал, как сладок триумф. И не девушка выбирает между мужчинами, а актриса решает, быть ей в театре или без него. А она, заявляет Негина бывшему «жениху», рождена для театра. И кажется, что Великатов-Копылов действительно любит актрису и потому обеспечивает ее театральное будущее.

Приехавший из Москвы режиссер с удивительной точностью собрал актерский ансамбль, в котором каждый создал любопытный и цельный сценический образ. Страстная, искренняя, честная, мятущаяся, с трагическим надломом Саша Негина в исполнении Юлии Ильиной. Деятельный, жесткий, наглый и беспринципный, запоминающийся своей напористостью Григорий Бакин вышел у Юрия Гогонина. Неподражаемо комичен в своем пьяном «достоинстве» трагик Ераст Громилов – Евгений Редюк. Органичен в роли студента Пети Алексей Гущин, хотя он кажется излишне серьезным в своем «проповедовании» книжных постулатов. Они не приносят ему счастья, и не потому ли он с отчаянием разбрасывает книги, которые до расставания с Сашей так заботливо лелеял? Домна Пантелевна в исполнении Зои Самсоновой – словно вчерашняя театральная прима. Как она расцветает, получив шелковую шаль в подарок от Великатова! Усевшись у туалетного столика, она расправляет плечи и принимает изящную позу, будто перед фотосъемкой. Интересно показал–себя не избалованный до последнего времени заметными ролями Максим Варламов – антрепренер Гаврило Мигаев, одержимый жаждой наживы.

И чудо как хороша в образе Нины Смельской, актрисы и подруги главной героини, Екатерина Поздышева. Она безудержно весела, постоянно пребывает в движении и перебирает ножками, словно молодая лошадка (Негина в восторге от коней, о которых говорится в спектакле).

Едва ли не главным персонажем делает Морозов суфлера и помощника режиссера Мартына Прокофьича. Разные режиссеры, не сговариваясь, поручают Владимиру Кустарникову роли, в которых он своей проникновенностью и искренностью может достучаться до зрительских сердец. Мартын Прокофьич в его исполнении, пожалуй, больше всех любит театр – а ведь это был его театр! – и влюблен он не столько в саму Негину, сколько в ее талант. Он и суфлер этого представления, подбрасывающий реплики актерам, и режиссер, с любопытством и волнением наблюдающий за действием из зрительного зала. Возможно, он здесь – воплощение самого Александра Островского, так много работавшего для театра и так тонко понимавшего его природу.

Анна Школьная