МЫ ПРОДОЛЖАЕМ РАССКАЗЫВАТЬ О ВКЛАДЕ УЛЬЯНОВСКА В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ В ВОЙНЕ ПРОТИВ ФАШИСТОВ. СЕГОДНЯ РЕЧЬ ПРИДЕТ ОБ УЛЬЯНОВСКОМ АВТОМОБИЛЬНОМ ЗАВОДЕ.
История УАЗа началась в июле 1941 года. Государственный Комитет Обороны СССР принял решение эвакуировать из Москвы на восток страны крупнейшие предприятия и, в том числе, открыть сборочное производство завода имени Сталина в Ульяновске. В октябре 1941-го станки и более полутора тысяч москвичей – коллектив Московского автомобильного завода – прибыли в пункт назначения – Ульяновск.
За одиннадцать дней работники предприятия демонтировали и погрузили почти тринадцать тысяч единиц оборудования. Рабочие разгружали эшелоны своими руками, фактически без использования техники, с помощью деревянных катков, веревок, автогенов и ломов.
Днем рождения завода принято считать 30 ноября 1941 года – именно в этот день предприятие было официально зарегистрировано как Ульяновский автомобильный завод имени Сталина.
К новому 1942 году цех боеприпасов выпустил первую продукцию – авиационные снаряды. В марте 1942-го удалось запустить инструментальное производство, а к маю уже было собрано пять грузовых автомобилей “ЗИС-5”. Но машины были без двигателей, так как выпуск моторов еще не успел начаться в городе Миассе (Челябинская область). В октябре, когда регулярные поставки моторов удалось наладить, в Ульяновске заработал главный сборочный конвейер. В июле на заводе собирали уже двадцать-тридцать машин в сутки.
22 июня 1943 года было принято решение о строительстве в Ульяновске автомобильного завода. Исполком выделил за Свиягой двести гектаров земли под промышленную и жилищную застройку. В то время Ульяновск представлял собой районный центр Куйбышевской области с населением в 105 тысяч человек. Здесь не было ни котельных, ни электростанций, которые могли облегчить строительство предприятия. Завод построили в кратчайшие сроки практически голыми руками. Кстати, именно строительство предприятия положило начало самому крупному району города – Засвияжскому, главную улицу которого назвали Автозаводской.
Первый собственный автомобиль – дизельный грузовик “УльЗИС-253” – Ульяновский автозавод выпустил в 1943 году. Эта 3,5-тонная машина по экономичности двигателя и динамическим качествам не уступала американскому “Студебеккеру”, за что и получила высокую оценку специалистов.
В конце 1944 года вы-пуск автомобилей “ЗИС-5” приостановили – модель передали в Миасс. И теперь перед ульяновским заводом стояла новая задача: автомобиль “ГАЗАА”, рассчитанный на перевозку полутора тонн. Первый грузовик этой модели выпустили уже после войны, 26 октября 1947 года.
За годы Великой Отечественной войны “УАЗ” выпустил более семи тысяч автомобилей и двадцати тысяч моторов.