На статью «Диссертация есть, аспирантуры – нет», которую «СК» опубликовал в номере за 14 марта, откликнулся президент Ульяновского государственного университета Юрий Полянсков, который добавил и свое видение проблемы.

Напомним, в той статье мы писали о статистике, представленной «Ульяновскстатом», из которой видно существенное сокращение количества аспирантов и, соответственно, диссертаций. Комментируя эту статистику, с критикой существующей системы образования выступил со страниц нашей газеты доктор технических наук, заведующий кафедрой теплогазоснабжения УлГТУ Владимир Шарапов, который назвал происходящее катастрофой для науки.

Юрий Полянсков считает, что развивать высшее образование надо, в первую очередь, за счет сотрудничества вузов с крупными предприятиями, которые будут заключать с университетами хозяйственные договоры. Это взаимовыгодные условия, в рамках которых, с одной стороны, университеты смогут развиваться, давать хорошее обучение своим студентам, гарантии их трудоустройства, а предприятия заложат достойные научную и кадровую базы для себя.

Пока такое положение вещей скорее редкость – УлГУ реализует подобную практику с «Авиастаром», но другие предприятия, по мнению Полянскова, не спешат идти на сближение с университетами.

– Сегодня экономическая ситуация такова, что в ближайшие несколько лет, может, лет пять, не будет никаких особых вливаний в систему образования, – считает Юрий Вячеславович. – Ситуация усугубляется еще и провалом в демографии: сильно сокращается количество абитуриентов – за последние восемь-десять лет в два раза уменьшилось число выпускников школ. Таким образом может рушиться инфраструктура вуза – поступающих мало, финансирование недостаточное. Кроме того, сейчас принято считать, что аспирантура – это не научная ступень, а дальнейшее повышение квалификации. Престиж и авторитет научной степени упал.

По мнению Юрия Полянскова, раньше система образования была более сбалансированной.

– Студенты, особенно технических специальностей, воспитывались благодаря сотрудничеству с крупными промышленными предприятиями, – вспоминает президент УлГУ. Выделялись на это деньги, наличие хоздоговоров позволяло аспирантам и учиться одновременно, и работать, получая за это пусть небольшие, но деньги. Сегодня получается, что многие предприятия находятся в упадке, а у многих – до сих пор нет понимания, что нужно вкладываться в науку и образование. Получилось, что в аспирантуру поступают те, кто, как правило, «косит» от армии. Кто-то, учась в аспирантуре, пытается устроиться на дополнительный заработок – в банк, в торговлю, – и заниматься научной работой становится некогда.

Юрий Полянсков, рассуждая о проблемах высшего образования, соглашается с мнением преподавателя из Белоруссии Дмитрия Сандакова. Тот пару лет назад выпустил статью с названием «Как развалить систему образования: диверсионная программа». В ней описано, что, взяв за основу идею братьев Стругацких из книги «Волны гасят ветер», где так называемые прогрессоры внедрялись в менее развитые цивилизации и незаметно направляли развитие в нужные стороны, он создал программу гипотетического прогрессора, который орудует в России и уничтожает систему образования. По этой программе педагогов надо завалить бумажками, уничтожить их авторитет, снизить их творческую мотивацию, забрать власть над учеником или студентом, разрушить интеллектуальную атмосферу, забрать достойный заработок – все это уже произошло. При этом постоянно создавать информационное положительное поле вокруг системы образования. Тогда и произойдет деградация.

– Его статья очень точно все структурирует и отражает, хотя с формой я, возможно, и не вполне согласен, – говорит Полянсков. – Эти проблемы лежат на поверхности, я о них уже давно говорю. Доцент, получающий 16 тысяч рублей, – это неправильно. Сейчас именно за счет совместной работы с предприятиями нужно добиться, чтобы в вузах достойно получали.

К сожалению, не все направления сейчас могут быть востребованы среди коммерческих структур – например, хоздоговоры для экономистов и гуманитариев найти очень сложно. В то же время предприятия оборонного комплекса уже готовы к сотрудничеству с вузами – главное, чтобы хватило специалистов и сил этим заниматься. Развитие науки, по мнению Полянскова, определяет многое. Он приводит в пример Томск, в котором действуют четыре мощных университета – в 90-е едва ли не каждая копейка там направлялась в науку, было развито сотрудничество с предприятиями. И теперь вузы этого города – одни из лучших в стране.

– У нас такой системы совместной работы вузов, предприятий, администрации, к сожалению, нет, считает Полянсков. – Нужна более активная позиция власти. И я не говорю уж о Министерстве образования и науки, которое должно понимать тенденции, направления, чтобы хотя бы обсуждать серьезные проблемы – поддержку аспирантуры, магистратуры, связь науки с предприятиями.

Ян ГУРОВ