Полгода назад «Молодёжка» писала о том, как уничтожается лес в Николаевском районе. Местные жители Ильшат Чигурнов и Мансур Мавлютов, герои прошлых публикаций, на днях вновь побывали в нашей редакции.

— Ничего не изменилось, лес продолжают «бомбить», — говорит Чигурнов. — Мало того, началось сокращение в лесхозах. В первую очередь убирают молодежь. Например, в Белозерском лесничестве много новых срубов. А те люди, которые проходили как участники незаконных порубок, стали свидетелями и продолжают работать.

Новые срубы обнаружены возле сёл Эзекеево, Татарский и Чувашский Сайман. В основном рубят сосну и дуб. По словам Мавлютова, дуб якобы идет по 8 тысяч рублей за куб, сосна — по 3,5 тыс. руб. за куб.

Проводились проверки, но они ни к чему не привели. По мнению местных жителей, всему виной круговая порука. Например, на одном участке работают лесничий и лесопатолог, и они родственники.

— Иногда доходит до того, что выписывают 200 кубов, а валят все 800. И никому нет дела, — возмущается Мавлютов. – Притом плохой лес оставляют, а уничтожают хороший. Когда этот беспредел закончится?

А тем временем, и прокуратура бьет тревогу и требует от правоохранительных органов и чиновников решительных действий по борьбе с преступностью и коррупцией в сфере лесопользования. Этому было посвящено совещание с руководителями региональных управлений МВД, ФСБ, налоговой службы, СКР.

Как подчеркнул областной прокурор Сергей Хуртин, «сегодня в лесу не примитивное воровство, а масштабный криминальный бизнес». При этом уже сложились целые сообщества «черных лесорубов» с дорогостоящей техникой.

В областном министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов бардак с кадастровым учетом земель лесного фонда и с арендными соглашениями.

Вскрыты факты заключения минприроды с арендаторами дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, что привело к потере более 79 млн бюджетных рублей.

Облпрокуратура вскрыла незаконные схемы реализации древесины частникам. Притом это один из способов легализации коммерческого оборота леса.

При проверке договоров купли-продажи древесины (а их почти 9 тысяч за два года) выявлены признаки фальсификации заявлений о выделении лесных насаждений, случаи передачи для личных нужд лесных участков, злоупотребления служебным положением работниками лесничества, реализация древесины по заниженным ценам.

В ходе проверок факты незаконных порубок под видом санитарных чисток выявлены в Барышском, Кузоватовском и Инзенском районах.

«Лесопреступления», основная масса которых связана с самовольными порубками деревьев, выявляются и раскрываются плохо. Злоумышленники установлены лишь в 35 % случаев.

По-прежнему низким является качество процессуальных проверок по фактам задержания транспортных средств, перевозящих древесину без документов.

Арсений КОРОЛЕВ