На днях мы записали интервью с руководителем ульяновской Ассоциации рестораторов Мариной Никитиной. Поговорили о грядущем летнем сезоне и сопряженных с ним проблемах. Коснулись и пресловутой “Чайханы”. В газете интервью будет опубликовано только в среду, но тема актуальная и мы решили не ждать. Приводим интервью здесь и сейчас.

Летний сезон уже на пороге. Совсем скоро откроются фонтаны, по всему городу появятся тележки с мороженым, палатки с квасом и летние кафе. С последними в Ульяновске случаются скандалы едва ли не каждый год. Вот и сейчас: на дворе только апрель, а в самом центре города, перегородив проезд возле сквера Гончарова, строят летнюю веранду соседнего восточного ресторанчика. Общественность негодует, власть пытается урезонить зарвавшийся бизнес… То ли еще будет? О том, что еще будет, мы расспросили председателя ульяновской Ассоциации рестораторов Марину Никитину.

– Марина, скажите, ресторан на ул. Гончарова, оказавшийся на днях в центре скандала, входит в вашу Ассоциацию?

– Нет, не входит. И меня очень беспокоит, что действия предпринимателей, подобных его владельцам, негативно сказываются на репутации ресторанной отрасли в целом. Увы, у нас нет рычагов воздействия на них, ведь вступать или не вступать в объединение – дело добровольное. У нас есть желание добиться становления бизнес-культуры, как, например, в Европе. Там каждый новый игрок на рынке выбирает какое-либо бизнес-объединение, а значит принимает общие для всех правила игры.
Нам – членам Ассоциации – очень хотелось бы привить бизнес-культуру в Ульяновске. Добиваясь поддержки наших инициатив у власти, мы понимаем, что с одной стороны выигрываем какие-то улучшения, а с другой стороны берем на себя определенную ответственность. Улучшений мы добиваемся для всех… Но все ли готовы разделить с нами ответственность? Увы, не все.

– А в чем, по-Вашему, выражается бизнес-культура, о которой идет речь?

– Да взять хотя бы тот пример, о котором Вы сказали вначале. Бизнесмен, ни у кого не спросив (а может быть и спросив…), начал строить нечто прямо посреди городского тротуара возле своего ресторана. Кто-нибудь видел проект? Вряд ли. В прошлом году тот же бизнесмен перегородил весь тротуар по улице Бебеля, закрыв его навесом. Ужасная конструкция и ныне там, но почему-то уже считается частью архитектуры города… Проход для горожан вдоль нее не предусмотрен, имеют место явные нарушения требований к размещению сезонного кафе, да и внешний вид потрёпанной конструкции точно не соответствует статусу центральной части города.
Когда предприниматель ведет бизнес, заботясь только о своей прибыли, это неправильно, так быть не должно, особенно в индустрии гостеприимства. Весь бизнес должен быть цивилизованным.
Чтобы избежать подобных ситуаций впредь, мы вышли с инициативой о признании летних кафе при стационарных ресторанах объектами благоустройства. Я рада, что эту инициативу поддержали представители власти, в том числе губернатор. Это позволит рестораторам избежать сопряженных с бюрократической волокитой ежегодных конкурсов по распределению участков для размещения кафе. Это позволит привести в нормальный вид центральную часть города, потому что рестораторы заинтересованы в том, чтобы летние конструкции выглядели красиво – это их конкурентное преимущество. Наконец, они смогут, не опасаясь штрафов, не демонтировать элементы благоустройства по окончанию сезона. Я рада, что инициатива одобрена, но соответствующие изменения в нормативную документацию город внести, само собой, пока не успел – все согласования займут время и будут пройдены в лучшем случае к июлю. А предприниматель, о котором идет речь, начал строить свой «летник» уже сейчас, забыв о том, что внешний вид необходимо согласовывать, а упрощенная схема согласования приведет к еще большей ответственности за внешний вид летних веранд.
Словом, поведение, подобное тому, что показала ресторация “Чайхана”, я считаю недопустимым и губительным для остальных рестораторов. Если говорить откровенно, то после их поступка всех замучают поучительными совещаниями и проверками. Вот так коллега по цеху отблагодарил нас за полезную инициативу.
Тем временем участники нашей Ассоциации честно ждут утверждения городом схем размещения, а затем и нового постановления. На той же улице Гончарова есть рестораторы с готовыми проектами красивого летнего благоустройства. Но они стараются играть по-честному, ждут. Вот почему мы говорим о необходимости развивать культуру ведения бизнеса. Все, независимо от того, входят ли они в нашу ассоциацию, должны играть честно, по общим правилам.

– А как мы можем привить бизнесу эту культуру? Какова в этом процессе роль власти, например?

– Пропагандой (смеется). В каждой шутке есть доля шутки. Привлекать внимание бизнеса к работе бизнес-объединений должна и власть тоже, задачи-то у нас общие, только инструменты отличаются.
И потом, власть, на мой взгляд, как раз и должна прописать общие, максимально понятные правила игры. Прямо сейчас разрабатываются новые правила благоустройства города, в которых будет прописано признание летних веранд при стационарных ресторанах элементами благоустройства. Параллельно мы, совместно с комитетом горадминистрации по развитию предпринимательства, разрабатываем постановление, в котором, как мне видится, и будет максимально четко прописан порядок размещения летних кафе, требования к их внешнему виду, которые будут соответствовать задачам архитектуры города. К сожалению, пока я не вижу, чтобы городской комитет архитектуры активно участвовал в этом процессе, хотя, по-моему, его роль должна быть здесь ключевой. Именно профессиональные архитекторы должны дать рекомендации, из какого материала строить веранды, как они должны соотноситься с окружающей территорией, фасадом, какими должны быть расстояния между ними и проезжей частью и т.д. Без этого мы не сможем сформулировать необходимые нам четкие правила, прочитав которые предприниматель мог бы понять, что и как ему сделать, чтобы ничего не нарушить. Что важно предпринимателю? Сохранить концептуальный подход и совместить затраты и качество.

– А что с отдельно стоящими летними кафе, например, в парках? Насколько я знаю, их тоже коснутся некие новшества?

– Да, конкурс на размещение таких кафе будет проводиться не на год, как раньше, а на 5 лет. Это позволит бизнесу вкладывать серьезные деньги и более ответственно подходить к размещению кафе, не опасаясь, что через год его попросят уйти с этой территории. Думаю, это новшество пойдет городу на пользу. Хотя пока не совсем понятна правовая основа предоставления такого периода в связи с некоторыми изменениями в земельном кодексе. Но думаю, мы разберемся и с этим.

– Не могу не спросить, каковы у рестораторов планы на территорию возле Мемориала и бульвар Новый Венец?

– Летних кафе в этом году там не будет. И, скажу я Вам, это к лучшему. Был риск, что туда придут, что называется, «черные глаза» (смеется) – заведения с пластиковой мебелью, такой же посудой и сомнительным меню. Но губернатор расставил все точки над «i» – он четко заявил, что таких кафе на Венце точно не будет. А заведения более высокого класса при существующих условиях там размещать очень рискованно. Требуются большие вложения в коммуникации и инфраструктуру, но при этом есть риск, что общественность в очередной раз поднимет шум и не даст бизнесу спокойно там работать.

– Ясно. Благодарю за интересный разговор.

– Спасибо!